УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело № 33-5837/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 декабря 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016
года, по которому постановлено:
уточнённые исковые
требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Зейберт Л*** В*** жилым помещением на основании договора найма
специализированного жилого помещения в г. Инза Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора
Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законны и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Инзенского
района Ульяновской области, действуя в интересах Зейберт Л.В., обратился в суд с иском к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства
администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении
обязанности обеспечить специализированным жилым помещением. В обоснование иска
указал, что Зейберт Л.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения,
жилья в собственности не имеет. Постановлением главы администрации Инзенского
района от ***.2013 Зейберт Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом
помещении. В настоящее время Зейберт Л.В. проживает по адресу: Ульяновская
область, г. И***, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее
бабушке З*** Л.В. С учетом уточненных исковых требований просил обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Зейберт Л.В. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права
других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 №466-П, Зейберт Л.В. может
обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной
компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с
приложением соответствующих документов.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Инзенского района Ульяновской области и Зейберт
Л.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без
изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Зейберт Л.В., *** года рождения, относится к категории детей,
оставшихся без попечения родителей: ее родители – З*** В.Ю. и З*** М.А. лишены
родительских прав решением Инзенского районного суда Ульяновской области от ***2011.
Зейберт
Л.В. нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя, либо
собственником жилья не является, проживает в квартире, принадлежащей на праве
собственности ее бабушке.
Постановлением
Главы администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от ***.2013
Зейберт Л.В. поставлена на регистрационный учет в целях обеспечения жилым
помещением.
***2014
Зейберт Л.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным
жилым помещением.
Поскольку
Зейберт Л.В. жильём до настоящего времени не обеспечена, прокурор Инзенского района Ульяновской области
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Инзенского района Ульяновской
области, действующего в интересах
Зейберт Л. В., не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с
ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и
устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в
образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального
обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в
образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо
отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на
воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5)
по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Зейберт
Л.В., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, жилья на праве
собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к
правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения по месту жительства.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы,
приведенные Министерством промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории
муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно
положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской
Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей
целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного
финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких
детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так
же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата
такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по
обеспечению Зейберт Л.В. по обеспечению специализированным жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 04.04.2016 № 7/141-П «О внесении изменений
в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской
области от 02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области»: наименование после слов «о Министерстве»
дополнено словом «промышленности», в связи с чем необходимо указать в решении
суда наименование ответчика -
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать в решении
наименование ответчика - Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: