УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лёшина И.В. Дело № 33-5267/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
06 декабря 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Дмитриева Э*** В*** и
представителя Данилина А*** Ю*** - Иванова С*** М*** на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 22 июля 2016 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
Дмитриева Э*** В***, Данилина А*** Ю*** к государственному учреждению
здравоохранения «***» о взыскании денежных средств в виде доплаты за работу в
ночное время, персональной надбавки, компенсации за несвоевременную выплату
сумм, взыскании морального вреда, обязании выдать спецодежду, удовлетворить
частично.
Взыскать с
государственного учреждения здравоохранения «***» в пользу Дмитриева Э*** В***
персональную надбавку в размере 6000
руб., компенсацию за несвоевременную выплату в размере 56 руб. 47 коп.,
компенсацию морального вреда в размере 600 руб., а также расходы по оказанию
юридических услуг в размере 1500 руб. В
удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с
государственного учреждения здравоохранения «***» в пользу Данилина А*** Ю*** персональную надбавку в
размере 6000 руб., компенсацию за
несвоевременную выплату сумме размере 56 руб. 47 коп., компенсацию морального
вреда в размере 600 руб., а также расходы по оказанию юридических услуг в
размере 1500 руб. В удовлетворении
остальной части иска отказать.
Взыскать с
государственного учреждения здравоохранения «***» в доход бюджета муниципальное
образование «Город Новоульяновск» государственную пошлину в размере 700 руб.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения
Дмитриева С.М., его представителя – Иванова С.М., поддержавших доводы
апелляционной жалобы, представителя ГУЗ «***» - Ананьева В.Г., возражавшего
против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дмитриев Э.В., Данилин А.Ю. обратились в суд с исками к
государственному учреждению здравоохранения «***» (далее - ГУЗ «***») о взыскании денежных средств в виде доплаты
за работу в ночное время, персональной надбавки, компенсации за несвоевременную
выплату сумм, морального вреда, выдаче спецодежды. В обоснование иска указали,
что работают в ГУЗ «***» водителями пункта неотложной медицинской помощи З***
врачебной амбулатории. С января 2016 года за работу в ночное время им
выплачивают доплату в размере 20 процентов от оклада, хотя до этого платили 100
процентов оклада в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской
области от 10.06.2013 № 230-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе
оплаты труда работников медицинских организации, в отношении которых функции и
полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального
развития Ульяновской области». Считали,
что недоплата за работу в ночное время за период с января по апрель 2016 года
составляет: у Дмитриева Э.В. - 9584 руб.
60 коп., у Данилина А.Ю. – 9513 руб. 48 коп.
Кроме того, с 2009 года им не выплачивается персональная надбавка,
установленная тем же постановлением Правительства от 10.06.2013 № 230-П в
размере 2000 руб. ежемесячно, а также не выдается спецодежда, нормы которой
установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 777н. На их
обращение по указанным вопросам к главному врачу ГУЗ «***» был получен
ответ, что доплата за работу в
ночное время производится в размере не менее 100 процентов оклада (должностного
оклада), а также персональные надбавки в
размере 2000 руб., подлежат выплате только
выездному персоналу отделений скорой медицинской помощи, а выездному персоналу,
занятому оказанием неотложной медицинской помощи, оплата за работу в ночное
время производится в размере 20 процентов оклада (должностного оклада),
персональная добавка не полагается; спецодежда не выдается в связи с тяжелым
финансовым положением учреждения. Полагая отказ в назначении указанных выплат
незаконным, истцы просили взыскать с ГУЗ
«***» денежные средства в следующих размерах: Дмитриев Э.В. - 223 595 руб. 68
коп. из них: недоплату за работу в ночное время - 9451 руб. 68 коп.,
персональную надбавку за период с сентября 2009г. по май 2016г. - 160 000 руб.,
компенсацию за задержку выдачи денежных средств –54 144 руб., компенсацию морального вреда - 50 000 руб.,
судебные расходы по оплате услуг представителя, обязать ГУЗ «***» выдать
спецодежду - костюм летний – 1 шт., костюм зимний – 1 шт., рукавицы – 4 шт.,
ботинки -1 пара; Данилин А.Ю. - 223 595 руб. 68 коп. из них: за работу в ночное
время - 9513 руб. 48 коп., персональную надбавку за период с сентября 2009г. по
май 2016г. - 160 000 руб., компенсацию за задержку выдачи денежных средств –54
144 руб., компенсацию морального вреда -
50 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя, обязать ГУЗ «***»
выдать спецодежду - костюм летний – 1 шт., костюм зимний – 1 шт., рукавицы – 4
шт., ботинки -1 пара.
Определением суда от 22.07.2016 вышеуказанные исковые
требования (гражданские дела) объединены в одно производство.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционных
жалобах Дмитриев Э. В. и представитель
Данилина А. Ю.- Иванов С. М. не
соглашаются с решением суда, просят его отменить. Указывают, что выводы суда об
отсутствии оснований для назначения доплаты за работу в ночное время в размере 100% противоречат постановлению
Правительства Ульяновской области от 10.06.2013 № 230-П «Об утверждении
Положения об отраслевой системе оплаты труда работников медицинских
организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет
Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области», а отказ
в выдаче спецодежды - положениям Приказа
Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 777н. Считают, что судом неправомерно
применен срок исковой давности по требованиям о взыскании персональной
надбавки, поскольку истцы обращались за защитой своих прав в различные
органы, а также необоснованно
снижен размер компенсации морального
вреда и судебных расходов, заявленных истцами к взысканию с ответчика.
В возражениях на
апелляционные жалобы ГУЗ «***» просит
решение суда оставить без изменения, а жалобы Дмитриева Э.В. и
представителя Данилина А. Ю. - Иванова
С. М. – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Данилина А. Ю., извещенного о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю.
работают в ГУЗ «***» водителями пункта
неотложной медицинской помощи З***
врачебной амбулатории.
Ссылаясь на то
обстоятельство, что работодатель незаконно выплачивает за работу в ночное время
доплату в размере 20% от должностного оклада вместо положенных 100% от
должностного оклада, не выплачивает персональную надбавку и не выдает
спецодежду, Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю. обратились в суд с
вышеуказанным иском.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании доплаты за работу в
ночное время в размере 100% от должностного оклада, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Дмитриева Э.В.
и Данилина А.Ю. в указанной части, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Статьей 154 Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - ТК РФ) установлено,
что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по
сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за
работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты
труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов
часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час
работы) за каждый час работы в ночное время.
Согласно подп. «а» п.3.1.2 Положения об отраслевой системе
оплаты труда работников медицинских организаций, в отношении которых функции и
полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской
области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от
10.06.2013 № 230-П, к выплатам компенсационного характера относится работа в ночное время. Указанные выплаты
устанавливаются в форме процентных доплат к окладам (должностным окладам) и
производятся: работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству,
за работу в ночное время в размере 20 процентов оклада (должностного оклада),
рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, медицинскому
персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской
помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой
медицинской помощи - в размере не менее 100 процентов оклада (должностного
оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.
Аналогичная норма содержится в п.3.1, 3.3, 3.3.1 Положения
об оплате труда работников ГУЗ «***» на 2013-2016 гг.
Таким образом, юридически значимым
обстоятельством по настоящему делу является занятость истцов, не относящихся к
медицинскому персоналу, оказанием
экстренной, скорой или неотложной медицинской помощи.
В
соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания
медицинской помощи являются экстренная, неотложная и плановая медицинская
помощь. К экстренной помощи относится
медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях,
обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента,
к неотложной - медицинская помощь,
оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении
хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Согласно штатному
расписанию ГУЗ «***» в больнице
организовано отделение скорой и неотложной медицинской помощи в составе двух
структурных подразделений – скорой медицинской помощи и неотложной медицинской
помощи.
Пунктом 2 Правил
организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи
поликлиники (врачебной амбулатории), центра общей врачебной практики (семейно
медицины, утвержденных Приказом
Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, отделение (кабинет) неотложной
медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники и
организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях,
состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не
требующих экстренной медицинской помощи.
Согласно Положениям об организации отделений
неотложной медицинской помощи ГУЗ «***» и об организации скорой медицинской
помощи того же медицинского учреждения неотложная медицинская помощь на дому
осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного
или иного лица об оказании неотложной
медицинской помощи на дому, скорая медицинская помощь - с расчетом обеспечения 20-ти минутной
транспортной доступности в наиболее отдаленную точку зоны обслуживания.
Выездная бригада скорой медицинской помощи оказывает экстренную медицинскую
помощь.
Из должностных
инструкций водителей автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи,
утвержденных приказом главного врача больницы от 01.01.2012, усматривается, что
водители включены в бригады соответственно скорой либо неотложной медицинской
помощи. Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю. работают водителями пункта неотложной медицинской
помощи З*** врачебной амбулатории.
Из сравнительных сведений об интенсивности
нагрузки водителей скорой медицинской помощи Т*** врачебной амбулатории и
водителей неотложной медицинской помощи больницы З*** врачебной амбулатории
следует, что активность бригад (выезды в сутки) у скорой медицинской помощи за
6 месяцев 2016 года составила 13,7, неотложной – 5, количество выездов на
одного жителя – 0,9, неотложной – 0,2.
Анализ указанных выше норм действующего
законодательства, локальных актов работодателя,
фактической нагрузки и интенсивности работы водителей скорой и
неотложной медицинской помощи, приходящейся, в том числе, и на ночное время,
свидетельствует о том, что оснований для начисления доплаты истцам за работу в
ночное время в размере 100% как
водителям пункта неотложной медицинской помощи, не имеется.
Требования истцов в части выдачи спецодежды
также обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 212 Трудового
кодекса Российской Федерации
работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных
средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в
особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Для каждой отрасли
действуют свои типовые нормы. Для отрасли здравоохранения типовые нормы
регламентируются приложением № 11 Постановления Министерства труда и
социального развития РФ от 29.12.1997 №68, согласно которым для водителей
санитарного автомобиля предусмотрено обеспечение хлопчатобумажным халатом и
перчатками (пункт 117 раздел XI-общие профессии).
По результатам
аттестации рабочего места водителей санитарного автомобиля ГУЗ «***»,
проведенной ответчиком в установленном порядке, обязательными средствами
индивидуальной защиты также определены:
хлопчатобумажные халат и перчатки.
Ссылки в жалобе
истцов в обоснование своих требований о предоставлении костюмов (зимнего и
летнего), ботинок и рукавиц со ссылкой
на Приказ Минздравсоцразвития от 01.09.2010 № 777н несостоятельны, так как
указанный нормативный акт регламентирует типовые формы для сотрудников
государственной авиации МЧС РФ, органов управления и подразделений пожарной
охраны, а также организаций, участвующих с предупреждении чрезвычайных ситуаций
и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Доводы жалобы о
неправильном применении судом срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса
Российской Федерации, основанием к
отмене решения суда не являются, поскольку уважительных причин его пропуска
истцами не представлено, факт обращения за защитой нарушенных прав в иные
органы к таковым не относится.
Доводы о
необоснованном снижении размера компенсации морального вреда и судебных
расходов правильность принятого решения в данной части не опровергают¸
так как размер денежной компенсации определен судом с учетом требований статьи
237 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации, а размер судебных расходов – статьи 98 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В остальной части
решение суда сторонами не обжалуется, в силу чего предметом апелляционного
обсуждения не является.
С учетом
изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 22 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционные
жалобы Дмитриева Э*** В*** и представителя
Данилина А*** Ю*** - Иванова С*** М***
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: