Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание заработной платы
Документ от 06.12.2016, опубликован на сайте 20.12.2016 под номером 63570, 2-я гражданская, о взыскании компенсации за невыплаченную зарплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                     Дело № 33-5267/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               06 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Дмитриева Э*** В*** и представителя Данилина А*** Ю*** - Иванова С*** М*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Дмитриева Э*** В***, Данилина А*** Ю*** к государственному учреждению здравоохранения «***» о взыскании денежных средств в виде доплаты за работу в ночное время, персональной надбавки, компенсации за несвоевременную выплату сумм, взыскании морального вреда, обязании выдать спецодежду, удовлетворить частично.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «***» в пользу Дмитриева Э*** В*** персональную надбавку в размере  6000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату в размере 56 руб. 47 коп., компенсацию морального вреда в размере 600 руб., а также расходы по оказанию юридических услуг в размере 1500 руб.  В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «***» в пользу  Данилина А*** Ю*** персональную надбавку в размере  6000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату сумме размере 56 руб. 47 коп., компенсацию морального вреда в размере 600 руб., а также расходы по оказанию юридических услуг в размере 1500 руб.  В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «***» в доход бюджета муниципальное образование «Город Новоульяновск» государственную пошлину в размере 700 руб.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Дмитриева С.М., его представителя – Иванова С.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУЗ «***» - Ананьева В.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дмитриев Э.В., Данилин А.Ю. обратились в суд с исками к государственному учреждению здравоохранения «***» (далее - ГУЗ «***»)  о взыскании денежных средств в виде доплаты за работу в ночное время, персональной надбавки, компенсации за несвоевременную выплату сумм, морального вреда, выдаче спецодежды. В обоснование иска указали, что работают в ГУЗ «***» водителями пункта неотложной медицинской помощи З*** врачебной амбулатории. С января 2016 года за работу в ночное время им выплачивают доплату в размере 20 процентов от оклада, хотя до этого платили 100 процентов оклада в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 10.06.2013 № 230-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников медицинских организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области».  Считали, что недоплата за работу в ночное время за период с января по апрель 2016 года составляет: у Дмитриева Э.В. -  9584 руб. 60 коп., у Данилина А.Ю. – 9513 руб. 48 коп.  Кроме того, с 2009 года им не выплачивается персональная надбавка, установленная тем же постановлением Правительства от 10.06.2013 № 230-П в размере 2000 руб. ежемесячно, а также не выдается спецодежда, нормы которой установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 777н. На их обращение по указанным вопросам к главному врачу ГУЗ «***» был получен ответ,          что доплата за работу в ночное время производится в размере не менее 100 процентов оклада (должностного оклада),  а также персональные надбавки в размере 2000 руб., подлежат выплате только  выездному персоналу отделений скорой медицинской помощи, а выездному персоналу, занятому оказанием неотложной медицинской помощи, оплата за работу в ночное время производится в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), персональная добавка не полагается; спецодежда не выдается в связи с тяжелым финансовым положением учреждения. Полагая отказ в назначении указанных выплат незаконным, истцы просили взыскать с  ГУЗ «***» денежные средства в следующих размерах: Дмитриев Э.В. - 223 595 руб. 68 коп. из них: недоплату за работу в ночное время - 9451 руб. 68 коп., персональную надбавку за период с сентября 2009г. по май 2016г. - 160 000 руб., компенсацию за задержку выдачи денежных средств –54 144 руб.,  компенсацию морального вреда - 50 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя, обязать ГУЗ «***» выдать спецодежду - костюм летний – 1 шт., костюм зимний – 1 шт., рукавицы – 4 шт., ботинки -1 пара; Данилин А.Ю. - 223 595 руб. 68 коп. из них: за работу в ночное время - 9513 руб. 48 коп., персональную надбавку за период с сентября 2009г. по май 2016г. - 160 000 руб., компенсацию за задержку выдачи денежных средств –54 144 руб.,  компенсацию морального вреда - 50 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя, обязать ГУЗ «***» выдать спецодежду - костюм летний – 1 шт., костюм зимний – 1 шт., рукавицы – 4 шт., ботинки -1 пара.

Определением суда от 22.07.2016 вышеуказанные исковые требования (гражданские дела) объединены в одно производство.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Дмитриев Э. В. и представитель  Данилина А. Ю.- Иванов С. М.  не соглашаются с решением суда, просят его отменить. Указывают, что выводы суда об отсутствии оснований для назначения доплаты за работу  в ночное время в размере 100% противоречат постановлению Правительства Ульяновской области от 10.06.2013 № 230-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников медицинских организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области», а отказ в выдаче спецодежды -  положениям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 777н. Считают, что судом неправомерно применен срок исковой давности по требованиям о взыскании персональной надбавки, поскольку истцы обращались за защитой своих прав в различные органы,  а также необоснованно снижен  размер компенсации морального вреда и судебных расходов, заявленных истцами к взысканию с ответчика.

В возражениях на апелляционные жалобы ГУЗ «***»  просит решение суда оставить без изменения, а жалобы Дмитриева Э.В. и представителя  Данилина А. Ю. - Иванова С. М.   – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Данилина А. Ю., извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.     

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю. работают  в ГУЗ «***» водителями пункта неотложной медицинской помощи  З*** врачебной амбулатории.

Ссылаясь на то обстоятельство, что работодатель незаконно выплачивает за работу в ночное время доплату в размере 20% от должностного оклада вместо положенных 100% от должностного оклада, не выплачивает персональную надбавку и не выдает спецодежду, Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю. обратились в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании доплаты за работу в ночное время в размере 100% от должностного оклада, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Дмитриева Э.В. и Данилина А.Ю. в указанной части, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации  (далее - ТК РФ) установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Согласно подп. «а» п.3.1.2 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников медицинских организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 10.06.2013 № 230-П, к выплатам компенсационного характера относится  работа в ночное время. Указанные выплаты устанавливаются в форме процентных доплат к окладам (должностным окладам) и производятся: работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству, за работу в ночное время в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи - в размере не менее 100 процентов оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы, за каждый час работы в ночное время.

Аналогичная норма содержится в п.3.1, 3.3, 3.3.1 Положения об оплате труда работников ГУЗ «***» на 2013-2016 гг.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является занятость истцов, не относящихся к медицинскому персоналу,  оказанием экстренной, скорой или неотложной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формами оказания медицинской помощи являются экстренная, неотложная и плановая медицинская помощь. К экстренной помощи относится медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, к  неотложной - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Согласно штатному расписанию  ГУЗ «***» в больнице организовано отделение скорой и неотложной медицинской помощи в составе двух структурных подразделений – скорой медицинской помощи и неотложной медицинской помощи.

Пунктом 2 Правил организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории), центра общей врачебной практики (семейно медицины, утвержденных  Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники и организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи. 

Согласно Положениям об организации отделений неотложной медицинской помощи ГУЗ «***» и об организации скорой медицинской помощи того же медицинского учреждения неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании  неотложной медицинской помощи на дому, скорая медицинская помощь -  с расчетом обеспечения 20-ти минутной транспортной доступности в наиболее отдаленную точку зоны обслуживания. Выездная бригада скорой медицинской помощи оказывает экстренную медицинскую помощь.

Из должностных инструкций водителей автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденных приказом главного врача больницы от 01.01.2012, усматривается, что водители включены в бригады соответственно скорой либо неотложной медицинской помощи. Дмитриев Э.В. и Данилин А.Ю. работают  водителями пункта неотложной медицинской помощи  З*** врачебной амбулатории.

Из сравнительных сведений об интенсивности нагрузки водителей скорой медицинской помощи Т*** врачебной амбулатории и водителей неотложной медицинской помощи больницы З*** врачебной амбулатории следует, что активность бригад (выезды в сутки) у скорой медицинской помощи за 6 месяцев 2016 года составила 13,7, неотложной – 5, количество выездов на одного жителя – 0,9, неотложной – 0,2.

Анализ указанных выше норм действующего законодательства, локальных актов работодателя,  фактической нагрузки и интенсивности работы водителей скорой и неотложной медицинской помощи, приходящейся, в том числе, и на ночное время, свидетельствует о том, что оснований для начисления доплаты истцам за работу в ночное время в размере 100%  как водителям пункта неотложной медицинской помощи, не имеется. 

Требования истцов в части выдачи спецодежды также обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

В соответствии с абз. 6 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Для каждой отрасли действуют свои типовые нормы. Для отрасли здравоохранения типовые нормы регламентируются приложением № 11 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 №68, согласно которым для водителей санитарного автомобиля предусмотрено обеспечение хлопчатобумажным халатом и перчатками  (пункт 117 раздел  XI-общие профессии).

По результатам аттестации рабочего места водителей санитарного автомобиля ГУЗ «***», проведенной ответчиком в установленном порядке, обязательными средствами индивидуальной защиты также определены:  хлопчатобумажные халат и перчатки.

Ссылки в жалобе истцов в обоснование своих требований о предоставлении костюмов (зимнего и летнего), ботинок и рукавиц  со ссылкой на Приказ Минздравсоцразвития от 01.09.2010 № 777н несостоятельны, так как указанный нормативный акт регламентирует типовые формы для сотрудников государственной авиации МЧС РФ, органов управления и подразделений пожарной охраны, а также организаций, участвующих с предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Доводы жалобы о неправильном применении судом срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации,  основанием к отмене решения суда не являются, поскольку уважительных причин его пропуска истцами не представлено, факт обращения за защитой нарушенных прав в иные органы к таковым не относится.

Доводы о необоснованном снижении размера компенсации морального вреда и судебных расходов правильность принятого решения в данной части не опровергают¸ так как размер денежной компенсации определен судом с учетом требований статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а размер судебных расходов – статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в силу чего предметом апелляционного обсуждения не является.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Дмитриева Э*** В*** и представителя  Данилина А*** Ю*** - Иванова С*** М***   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: