Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недостойным наследником
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 23.12.2016 под номером 63546, 2-я гражданская, признании недостойным наследником, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анципович Т.В.                                                                    Дело № 33-5881/2016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Калашниковой Е.В., Подгорновой О.С.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Силантьева В*** Н*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 сентября 2016 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований  Силантьева В*** Н*** к Силантьеву В*** В*** о признании недостойным наследником после смерти отца С*** В***  Н***, последовавшей *** года,  отказать.

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., объяснения Силантьева В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Силантьева В.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Силантьев  В.Н.  обратился в суд с иском  к Силантьеву  В.В. о признании  недостойным наследником.

В обоснование заявленного иска указал, что *** года умер его родной брат С*** В*** Н***. Ответчик, как родной сын,  является  единственным наследником  первой очереди после его смерти.

Наследственное  имущество состоит из ½ доли  квартиры № ***  дома *** по пр. Г*** в г. У***. Другая половина квартиры принадлежит истцу.  

С*** В.Н. при жизни являлся инвалидом по ***, в связи с чем ему требовалась помощь.

В 1984 году ответчик со своей матерью выгнали С*** В.Н. из квартиры, в которой он проживал, а в дальнейшем инициировали различные иски  с целью лишения его жилья.

С этого времени по день своей смерти  брат проживал в квартире  своей матери, находился под фактической ее опекой, а после смерти матери – под опекой истца.

Ответчик никогда не  интересовался  жизнью отца, не принимал участия  в его содержании, не нес расходы по захоронению отца.

Поскольку ответчик злостно  уклонялся  от выполнения  своих обязанностей  по отношению  к отцу, избивал его,  имеются  все основания  для признания  его недостойным наследником и отстранении  от наследования по  закону. 


Просил суд признать Силантьева В.В. недостойным наследником после  смерти отца ­ С***  В*** Н***, последовавшей  *** года.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Силантьев В.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования.

В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске.

Дополнительно указал, что факт *** действий, совершенных ответчиком в отношении своего отца зафиксирован в материалах ранее рассмотренных гражданских дел по жилищным спорам, а также не отрицался Силантьевым В.В. в ходе судебного разбирательства.

Судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что ответчик с отцом при жизни не общался, материальной помощи ему не оказывал, зная о том, что последний нуждается в помощи в силу состояния здоровья и затруднительного материального положения.

В возражениях на апелляционную жалобу Силантьев В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Силантьева В.Н. – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что *** года умер С*** В.Н. (отец ответчика).

После смерти наследодателя имеется следующее имущество: 1/2  доля квартиры № *** в доме № *** по пр. Г*** в г. У***.

Наследником по закону умершего С*** В.Н. является Силантьев В.В.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о признании  Силантьева В.В. недостойным наследником, суд первой инстанции верно определил имеющие значение для дела обстоятельства и дал правильную оценку представленным сторонами доказательствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года разъяснено, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования следует учитывать, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.

Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии, что перечисленные в данной норме обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).

Следовательно, для признания наследника недостойным необходимо установление факта умышленных противоправных действий, направленных против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя. Эти умышленные противоправные действия должны способствовать призванию к наследству лиц, их совершивших, либо к увеличению доли таких лиц в наследстве.

По смыслу диспозиции статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации такими действиями являются умышленные преступления, повлекшие смерть наследодателя или кого-либо из его наследников, а также иные противозаконные действия, направленные против последней воли наследодателя.

Указанные противоправные действия должны быть подтверждены в судебном порядке, то есть процессуальными документами, позволяющими суду признать наследника недостойным и отстранить от наследования, которыми являются, в зависимости от характера противоправных действий, вступившие в законную силу судебные решения: приговор по уголовному делу либо решение суда по гражданскому делу, установившее совершение наследниками каких-либо из перечисленных противоправных действий.

В соответствии с положениями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правильно исходил из того, что истцом не было представлено доказательств причастности ответчика к противоправным действиям против наследодателя или кого-либо из наследников.

В отношении Силантьева В.В. отсутствуют решение или приговор суда, вступившие в законную силу, указывающие на обстоятельства, перечисленные в пункте 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на ранее состоявшиеся решения суда по жилищным спорам между Силантьевыми в качестве доказательств неправомерности поведения ответчика по отношению к отцу, является несостоятельной, поскольку указанные решения таких выводов не содержат.

Алиментные обязательства ответчика в отношении наследодателя также не были установлены решением суда.

Сам по себе факт того, что Силантьев В.В. не оказывал поддержки по содержанию, уходу и заботе больного отца не может служить основанием для признания его недостойным наследником.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который правомерно и мотивированно их отклонил, отразив свои выводы в  решении суда. Оснований считать их неправильными не имеется.

В целом, перечисленные в жалобе ссылки направлены на оспаривание выводов суда, ошибочное толкование норм материального права, а также иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статьей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому повлечь отмену обжалуемого решения  не могут.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 19 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Силантьева В*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи