Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 13.12.2016, опубликован на сайте 20.12.2016 под номером 63505, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                    Дело № 33-5934/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 декабря 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора  Николаевой Н.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Ушниковой Л*** В*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по непредоставлению Ушниковой Л*** В*** благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Ушникову Л*** В*** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Ушниковой Л.В., возражавшей против доводов жалобы,  прокурора  Николаевой Н.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Ушниковой Л.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, предоставлении специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Ушникова Л*** В***, *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Ушниковой Л.В. – У*** Т.А., *** года рождения, решением Карсунского районного суда Ульяновской области от *** лишена в отношении дочери родительских прав, отец неизвестен (согласно указанному решению суда, У*** Т. А. является матерью – одиночкой).

До момента лишения У*** Т.А. родительских прав, она совместно с несовершеннолетней Ушниковой Л.B. проживала по адресу: К***

На основании постановления главы администрации Карсунского района от ***2003 № *** несовершеннолетняя Ушникова Л. В., *** года рождения, была помещена в Г*** а также указанным постановлением за несовершеннолетней сохранено право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу У***

Решением межведомственной комиссии от ***2009 жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Я*** признано непригодным для проживания. В связи с этим постановлением главы администрации Карсунского района от ***2009 № *** в постановление от ***.2003 №*** внесены изменения в части закрепления за несовершеннолетней указанного жилого помещения.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***2015 Ушникова Л.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение Ушниковой Л. В. не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по не обеспечению Ушниковой Л. В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Ушникову Л. В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П,  Ушникова Л.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражениях на апелляционную жалобу  помощник прокурора Засвияжского района города Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованны, просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Министерства  промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, представителей третьих лиц  Министерства образования Ульяновской области, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области,  извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ушникова Л.В., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать – У***  Т.А. решением Карсунского районного  суда Ульяновской области от *** лишены  родительских прав в отношении дочери. Сведения об отце  истицы внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери Ушниковой Л.В.

На основании Постановления  Главы Карсунского района Ульяновской области за № *** от ***.2003  Ушникова Л.В.  была помещена в  государственное детское учреждение. За Ушниковой Л.В. было закреплено жилое помещение  по адресу У***

Решением межведомственной комиссии от ***.2009 жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Я*** признано непригодным для проживания. В связи с этим постановлением главы администрации Карсунского района от ***.2009 № *** в постановление от ***2003 № *** внесены изменения – пункт о  закреплении за несовершеннолетней Ушниковой Л.В.  жилого помещения в р.п. Я*** признан утратившим силу.

Распоряжением Главы МО «Языковское городское поселение» Карсунский район Ульяновской области от ***2007 № *** Ушникова Л.В. была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. 

***2015 Ушникова Л.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области..

До настоящего времени  Ушникова Л.В.   жильем не обеспечена.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Ушниковой Л.В., подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает ее права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Постановлением Правительства Ульяновской  области от 04.04.2016 № 7\141-П  «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены в постановление  Правительства  Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П  «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» изменения: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом  «промышленности».

Таким образом, наименование надлежащего ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решение наименование  ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: