Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении холодной водой
Документ от 29.11.2016, опубликован на сайте 13.12.2016 под номером 63369, 2-я гражданская, оо возложении обязанности организовать подачу холодного водоснабжения для потребителей ст. Кубра Радищевского района Ульяновской области круглосуточно и беспереборйно, надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фирулева Л.И.                                                                         Дело № 33а-5754/2016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                     29 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королевой А.В.,

судей Зуевой Н.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Радищевский район» на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области организовать подачу холодного водоснабжения для потребителей ст. Кубра Радищевского района Ульяновской области круглосуточно и бесперебойно, надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в Радищевский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее МО «Радищевский район»), администрации муниципального образования Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области (далее МО Калиновское сельское поселение) о возложении обязанности организовать подачу холодного водоснабжения для потребителей ст. Кубра Радищевского района Ульяновской области круглосуточно и бесперебойно, надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проведена проверка по обращению жителя ст. Кубра Радищевского района Ульяновской области по вопросу организации и обеспечения холодным водоснабжением населения указанного населенного пункта, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что на балансе Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» находился комплекс водоснабжения на 18 км – ст. Кубра, расположенный по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, который обеспечивал жителей данного населенного пункта холодной водой.

16 марта 2015 года начальником Сызранского территориального участка Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению главе администрации МО Калиновское сельское поселение направлено уведомление о выводе объекта холодного водоснабжения на ст. Кубра Радищевского района из эксплуатации Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению. Администрация МО Калиновское сельское поселение не приняла решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта.

01 мая 2016 года в результате бездействия администрации МО Калиновское сельское поселение данный объект был выведен из эксплуатации Куйбышевской дирекцией по тепловодоснабжению. Требования законодательства о бесперебойной подаче холодной воды в достаточном количестве на территории ст. Кубра не соблюдаются. Факт отсутствия в населенном пункте с мая 2016 года холодной воды в необходимых объемах и круглосуточно подтверждается устными и письменными жалобами граждан в прокуратуру района, устными обращениями к главе администрации МО Калиновское сельское поселение. Альтернативных решений по обеспечению и организации холодного водоснабжения для нужд населения ст. Кубра со стороны администрации принято не было, мероприятия в целях нормализации водоснабжения на ст. Кубра Радищевского района не проводятся, круглосуточного и бесперебойного обеспечения потребителей холодным водоснабжением надлежащего качества, подаваемого в необходимых объемах, не осуществляется.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация МО «Радищевский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение по делу.

В обоснование жалобы ссылается на то, что водопроводные сети, по которым поступала вода для жителей ст. Кубра Радищевского района принадлежат Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурному подразделению Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиалу ОАО "РЖД». Весь комплекс находится в неисправном состоянии и выведен из эксплуатации. Денежных средств на восстановление комплекса водоснабжения в бюджете на 2016 год не имеется. МО «Радищевский район» является дотационным муниципальным образованием. Организовать нецентрализованное водоснабжение на ст. Кубра невозможно, так как подземные воды находятся на глубине более 60 метров. Данная вода будет являться технической, а не питьевой. Единственным способом организации водоснабжения является подвоз воды населению, который и осуществляется. Объем привозимой воды на ст. Кубра не ограничен, вода подвозится ежедневно. В связи с чем считает, что обязанность по организации водоснабжения на ст. Кубра Радищевского района исполнена надлежащим образом.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Табаков А.А. просит решение оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

 

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ст. Кубра Радищевского района территориально расположена в Радищевском районе Ульяновской области.

Водоснабжение на ст. Кубра осуществлялось комплексом водоснабжения на 18 км – ст. Кубра, находившимся на балансе Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД».

В связи с освобождением предприятия от выполнения несвойственных ему функций по содержанию и эксплуатации объектов коммунально-бытового назначения, Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО «РЖД» с 10.05.2016 вывело комплекс водоснабжения из эксплуатации, о чем администрация МО Калиновское сельское поселение за год до этого была уведомлена.

Принять безвозмездно комплекс водоснабжения на 18 км администрация МО Калиновское сельское поселение отказалась из-за отсутствия на его содержание в бюджете поселения денежных средств.

При этом жилые дома, расположенные на ст. Кубра, находятся в  собственности МО «Радищевский район» Ульяновской области.

 

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

 

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Как предусмотрено п. 1.1 ст.17  Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

 

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 43 Устава муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области администрация Радищевского района  организует в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также в границах Радищевского района электро- и газоснабжение поселений.

Решением Совета депутатов МО «Радищевский район» № 25/195 от 23.12.2014 утверждено соглашение между администрацией МО «Радищевский район» и администрацией МО Калиновское сельское поселение о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому предметом соглашения явилась передача поселению полномочий района -  организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Район имеет право осуществлять контроль за исполнением поселением переданных ему полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств и материальных ресурсов. Район обязан передать поселению финансовые средства (межбюджетные трансферты) на реализацию полномочий. Поселение имеет право на финансовое обеспечение полномочий за счет межбюджетных трансфертов, на обеспечение полномочий необходимыми материальными ресурсами.

 

Как установлено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

 

Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

 

В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, предоставление  коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенных в приложении № 1.

Данным приложением № 1 к указанным Правилам предусмотрено, что допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно; а при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения  - в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

 

В соответствии с п.п. 71, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1, не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека.

 

Также судом установлено, что, начиная с 2010 года и по настоящее время,  граждане, проживающие на ст. Кубра Радищевского района Ульяновской области, не обеспечены холодной питьевой водой круглосуточно и бесперебойно, в объемах, необходимых потребителю.

С 10.05.2016 подача воды совсем прекращена.

 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация МО Калиновское сельское поселение, администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области, зная об отсутствии на ст. Кубра  холодного водоснабжения, несмотря на полномочия, возложенные на них законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования и Соглашением между ними, не организовали подачу холодного водоснабжения для жителей, проживающих на ст. Кубра,  круглосуточно и бесперебойно, в объемах, необходимых потребителю.

 

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт несоблюдения требований подачи холодной воды гражданам ст. Кубра  круглосуточно и бесперебойно, в объемах, необходимых потребителю.

Отсутствие холодного водоснабжения создает реальную угрозу здоровью населения, которое лишено возможности соблюдать правила личной гигиены, поддерживать жилое помещение в надлежащем санитарном состоянии, использовать воду для удовлетворения иных физиологических и бытовых потребностей.

 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы районного суда, поскольку административными ответчиками в нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств надлежащего исполнения полномочий по организации и обеспечению жителей ст. Кубра Радищевского района холодным водоснабжением.

 

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Радищевский район» Ульяновской области осуществляет бесперебойный подвоз воды населению, опровергается письменными обращениями жителей ст. Кубра в прокуратуру района и свидетельскими показаниями Шерстнюк М.П., Лашкиной А.Б. об отсутствии в населенном пункте холодной воды в необходимых объемах и круглосуточно.

 

Ссылка в апелляционной жалобе МО «Радищевский район» на отсутствие бюджетного  финансирования не может являться основанием для отказа в иске.

 

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.

 

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

 

В этой связи решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Радищевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи