Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отказе во взыскании компенсации морального вреда
Документ от 22.11.2016, опубликован на сайте 13.12.2016 под номером 63269, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Таранова А.О.                                                                       Дело № 33-5601/2016                                                                         

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      22 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Кинчаровой О.Е. и Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кондаковой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Григорьева С*** В***, его  представителя Сазонова  М*** Е*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска  от 6 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Григорьева С*** В*** к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителя Григорьева С.В. – Сазонова М.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Григорьев С.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о компенсации морального вреда в размере 1 500 000 руб.       

Требования мотивировал тем, что приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от  11 апреля 2016 года он был оправдан по ч. 2 ст. 160 УК РФ  и по ч. 4 ст. 159 УК РФ (по эпизоду в отношении потерпевшей Ф*** О.Ю.) на основании п.3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с отсутствием в деяниях подсудимого состава преступления, за ним признано право на реабилитацию.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 17 июня 2016 года указанный приговор оставлен без изменения.

По указанному уголовному делу в отношении Григорьева С.В. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении избиралась 6 раз.

Кроме того, приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 ноября 2015 года Григорьев С.В. был незаконно осужден по ч. 4 ст. 159 У К РФ, по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 160 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима и этим же приговором мера пресечения была изменена с подписки о невыезде на заключение под стражу, он был взят под стражу в зале суда. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным дела Ульяновского областного суда от 21 декабря 2015 года указанный приговор был отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство, мера пресечения в виде заключения под стражу была отменена, он из-под стражи был освобожден.

Вследствие незаконного уголовного преследования он претерпел нравственные страдания, ему причинен моральный вред.

Рассмотрев заявленное требование по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель  Григорьева С.В. – Сазонов  М.Е., не соглашаясь с решением  суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований Григорьева С.В. в полном объеме.  

В обоснование жалобы указывает на то, что совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что Григорьев С.В. имеет право на компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 1070 ГК РФ. Ни статья 133, ни другие нормы УПК РФ не содержат положений, исключающих такую возможность. Принимая во внимание, что лицо, подвергшееся  незаконному уголовному преследованию и осуждению, испытывает нравственные страдания, соответственно, факт причинения ему морального вреда предполагается.

В апелляционной жалобе Григорьев С.В. просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывает на свое несогласие с вынесенным решением суда, поскольку он был незаконно привлечен к уголовной ответственности по 5 статьям УК РФ, относящимся к тяжким преступлениям. В ходе расследования по уголовному делу, которое было возбуждено 14 июля 2014 года, он потерял семью, находился в СИЗО г. Ульяновска 1 год и 7 месяцев. В средствах массовой информации были опубликованы сведения о совершении им  преступлений. 

Григорьев С.В.  в суд не явился, находится в местах лишения свободы, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, прокуратуры Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб Григорьева С.В., его  представителя Сазонова  М.Е., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что постановлением  Засвияжского районного суда города Ульяновска от 3 ноября 2015 года  было прекращено уголовное преследование в отношении Григорьева С.В.  по ч. 3 ст. 159 УК РФ по эпизоду в отношении имущества Д*** Л.Р., по ч. 3 ст. 159 УК РФ по эпизоду в отношении имущества К*** М.Н. и И*** Р.М. в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

Приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от                                      3 ноября 2015 года Григорьев С.В. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (по эпизоду в отношении потерпевшего С*** А.И.), ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 160 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, и ему назначено наказание на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, в виде лишения свободы сроком на 7 лет.

На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения вновь назначенного наказания и наказания, назначенного приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2014 года (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 18 июля 2014 года) за совершение преступлений, предусмотренных                            ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228¹ УК РФ, ч. 1 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228¹                 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Указанным приговором суда мера пресечения Григорьеву С.В. изменена с подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу. Срок отбывания наказания Григорьеву С.В. постановлено исчислять с 1 мая 2013 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21 декабря 2015 года  указанный приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 ноября 2015 года отменен, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд,  мера пресечения Григорьеву С.В. в виде заключения под стражу отменена,   он из-под стражи освобожден.

Приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от                                        11 апреля 2016 года Григорьев С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ), и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 1 год с удержанием из заработной платы в доход государства в размере 20% ежемесячно. Он освобожден от назначенного наказания на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 и ч. 8 ст. 302 УПК РФ за истечением срока давности, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ.

Также указанным приговором Григорьев С.В. был оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных  ч. 2 ст. 160 УК РФ  и ч. 4 ст. 159 УК РФ (абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2012 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ) (по эпизоду в отношении потерпевшей Ф*** О.Ю.) на основании  п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, в связи с отсутствием в деяниях подсудимого состава преступления.

На основании  ч. 2 ст. 133 УПК РФ в связи с оправданием за Григорьевым С.В.  признано право на реабилитацию.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 17 июня 2016 года данный приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 апреля 2016 года оставлен без изменения.

Григорьев С.В. просил суд взыскать компенсацию морального вреда  в размере 1 500 000 рублей, причиненного незаконным уголовным преследованием.

В соответствии со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 133-139, 397 и 399).

В силу ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Согласно ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе,  право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют, в том числе подсудимый, в отношении которого постановлен оправдательный приговор, осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные выше, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования  Григорьева С.В. о взыскании компенсации морального вреда, мотивированного незаконным уголовным преследованием.

В силу положений статей 151, 1070, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации  вынесение оправдательного приговора по уголовному делу в отношении Григорьева С.В.  по предъявленному обвинению в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 160, ч. 4 ст. 159 УК РФ, а также прекращение уголовного преследования  по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ, само по себе не свидетельствует о бесспорности  его требования о взыскании компенсации морального вреда.

Исследованные в судебном заседании доказательства  не свидетельствуют о наступлении для  Григорьева С.В. каких-либо неблагоприятных последствий в связи с незаконным  уголовным преследованием.

Из материалов уголовного дела  по обвинению Григорьева С.В. усматривается, что  в период расследования и судебного разбирательства по данному уголовному делу  он реально отбывал наказание по приговору Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22 апреля 2014 года, которым с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 18 июля 2014 года, он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 1 ст. 30 п.п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, и ему  назначено наказание с применением ст. 64 УК РФ, ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы на срок 4 года 6 месяцев.

По уголовному делу по обвинению  Григорьева С.А.,  по которому вынесен приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 апреля 2016 года, в отношении него неоднократно избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Как было указано выше, по данному уголовному дела Григорьеву С.В. мера пресечения – содержание под стражей была избрана приговором Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 ноября 2015 года, но апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21 декабря 2015 года  она была отменена. Однако данное обстоятельство, с учетом того, что Григорьев С.А. отбывал в данный период времени наказание в виде лишения свободы по приговору Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22 апреля 2014 года, не может являться основанием ко взысканию морального вреда.

Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт реального причинения ему морального вреда (физических и нравственных страданий) незаконным уголовным преследованием по обвинению в совершении вышеуказанных преступления, по которым он был оправдан и в отношении которых прекращено уголовное преследование, не представлено.

Возбуждение уголовного дела, привлечение  по нему истца в качестве подозреваемого, обвиняемого и избрание в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении было обусловлено, в том числе, совершением им преступления, по которому он был признан виновным.

В силу изложенного, доводы апелляционной жалобу представителя Григорьева С.В. – Сазонова М.Е.  о том, что истец имеет право на компенсацию морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием, судебная коллегия находит несостоятельными.

Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе Григорьеву С.В. в удовлетворении искового требования  о взыскании компенсации морального вреда  является законным и обоснованным.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Ссылки в апелляционной жалобе представителя истца – Сазонова М.Е. на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» на правильность принятого решения не влияют.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 указанного Постановления, исходя из положений Конституции Российской Федерации о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и пункта 4 части 2 статьи 133 УПК РФ право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 133 УПК РФ, по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по указанным основаниям по части предъявленного ему самостоятельного обвинения.

Однако, наличие у гражданина установленного законом права на реабилитацию не является безусловным основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, поскольку само по себе оправдание не преюдицирует причинение страданий, в том смысле, какой придают этому вышеприведенные правовые нормы.

Предъявление истцу обвинения органами предварительного следствия в указанном выше объеме не повлекло за собой незаконного привлечения к уголовной ответственности, так как судом апелляционной инстанции приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 3 ноября 2015 года был отменен, а при новом рассмотрении дела и вынесении районным судом приговора Григорьев С.В. по ряду обвинений в совершении преступлений был оправдан.

Материалы дела не дают оснований для вывода о том, что истец в связи с осуществлявшимся в отношении него уголовным преследованием  по ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 160, ч. 4 ст. 159 УК РФ испытывал нравственные страдания такой степени, которая требовала бы возмещения причиненного ей морального вреда в виде компенсации в денежном выражении.

Неправомерного содержания под стражей Григорьева С.В. не имелось, поскольку, как было указано выше, он в период расследования уголовного дела отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22 апреля 2014 года.

Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, они аналогичны заявленным основаниям иска, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска  от 6 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Григорьева С*** В***, его представителя Сазонова  М*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи