Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 22.11.2016, опубликован на сайте 09.12.2016 под номером 63169, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Киреева Е.В.                                                     Дело № 33-5535/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       22 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ромашкиной Н*** Г*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ромашкиной Н*** Г***  удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска  от 29.04.2016 № 57761/16 об отказе  во включении периода работы  в специальный стаж с 01.12.2005 по 29.12.2005, с 13.11.2009 по 25.12.2009, в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев  периода работы с 20.10.1984 по 18.02.1986 незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска зачесть в специальный стаж Ромашкиной Н*** Г*** период ее работы с 01.12.2005 по 29.12.2005, с 13.11.2009 по 25.12.2009 и в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев  периоды работы с 20.10.1984 по 18.02.1986, в остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Ромашкиной Н.Г., ее представителя – адвоката Тихоновой Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ромашкина Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска (далее – УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 12.02.2016 обратилась в УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Продолжительность ее специального стажа была определена ответчиком как 23 года 1 месяц. При этом пенсионный орган исключил из стажа периоды нахождения ее в административных отпусках, на курсах повышения квалификации (с 01.12.2005 по 29.12.2005, с 13.11.2009 по 25.12.2009), работы в должности медицинской сестры в *** (с 24.01.1994 по 21.09.1999, с 22.09.1999 по 27.07.2004), с чем она не согласна. В отношении последнего из спорных периодов пенсионный орган сослался на то, что *** не относится к учреждениям здравоохранения и не поименовано в Списках, а также на отсутствие справки о ее работе в соответствующем структурном подразделении предприятия, которое отразило указанный период ее работы в лицевом счете «общими условиями». Кроме того, период ее работы в должности медсестры хирургического отделения *** необоснованно исчислен ответчиком в календарном порядке со ссылкой на нахождение ее в указанный период на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Просила признать решение УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска от 29.04.2016 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж периоды: с 01.12.2005 по 29.12.2005, с 13.11.2009 по 25.12.2009 – нахождения на курсах повышения квалификации; с 24.01.1994 по 21.09.1999, с 22.09.1999 по 27.07.2004 – работы в должности медсестры в ***; произвести перерасчет специального стажа работы с 20.10.1984 по 18.02.1986 в должности медсестры хирургического отделения *** как 1 год 6 месяцев за 1 год работы; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.02.2016.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Кулебакская центральная районная больница», муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 (перинатальный центр), муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ромашкина Н.Г. не соглашается с решением суда в части отказа во включении в ее специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры *** с 24.01.1994 по 27.07.2004. Полагает, что в указанной части решение суда является необоснованным, вынесено с существенным нарушением норм материального права, подлежит отмене. Отказывая во включении в специальный стаж названного периода работы, суд сослался на отсутствие как данных о выполнении ею работы особого характера, так и самого предприятия в соответствующих Списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Однако суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, которые поясняли о характере и условиях ее работы в ***. Ее лечебная деятельность в названном учреждении заключалась в проверке состояния здоровья водителей перед выходом на маршрут, измерении артериального давления и температуры работникам, оказании первой медицинской помощи, выдаче справок и направлений работникам предприятия. У нее имелся медицинский кабинет, который был оборудован для оказания первой медицинской помощи. С учетом изложенного настаивает на том, что работала в медицинском кабинете (пункте), являющимся структурным подразделением организации независимо от отнесения его к учреждениям здравоохранения. В противном случае нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации на обеспечение равенства всех перед законом и судом и социальное обеспечение по возрасту.

В возражениях на апелляционную жалобу ***, УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.02.2016 Ромашкина Н.Г. обратилась в УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.04.2016 Ромашкиной Н.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж работы истца пенсионным органом были засчитаны периоды ее работы общей продолжительностью 23 года 1 месяц.

При этом в специальный стаж не были включены периоды:

- с 21.12.1988 по 03.01.1989, с 02.10.1989 по 15.10.1989, с 01.01.1991 по 14.01.1991, с 18.06.1993 по 01.07.1993 – нахождения истца в административных отпусках;

- с 01.12.2005 по 29.12.2005, с 13.11.2009 по 25.12.2009 – нахождения на курсах повышения квалификации;

- с 24.01.1994 по 21.09.1999, с 22.09.1999 по 27.07.2004 – работы медицинской сестрой в ***.

Полагая отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, Ромашкина Н.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда о наличии предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж работы Ромашкиной Н.Г. периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации – с 01.12.2005 по 29.12.2005 и с 13.11.2009 по 25.12.2009, а также работы медицинской сестрой хирургического отделения *** с 20.10.1984 по 18.02.1986 в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) основан на нормах материального закона, является правильным.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия проверяет законность обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

Вопреки утверждениям стороны истца, оснований для включения в специальный стаж периода работы Ромашкиной Н.Г. в должности медицинской сестры в *** не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).

Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Как указано в трудовой книжке истца, 24.01.1994 она принята медсестрой в *** (в настоящее время – ***), уволена с указанной должности 27.07.2004.

Согласно приказу *** № 14-ок от 21.01.1994 Ромашкина Н.Г. с 24.01.1994 принята медсестрой профилактория на выпуск.

Приказом № 1087-л/с от 21.07.2004 медсестра Ромашкина Н.Г. (структурное подразделение депо-3) уволена по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела также следует, что должность медицинской сестры по выпуску, которую занимала Ромашкина Н.Г., в соответствии со штатным расписанием *** за спорные периоды относилась к структурному подразделению «Заволжское троллейбусное депо».

Отказывая Ромашкиной Н.Г. во включении в специальный стаж периода работы в ***, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данное предприятие не является учреждением, которое можно отнести к учреждениям здравоохранения как по Спискам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, так и по Спискам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность  по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, по мнению истца, ее стаж работы в *** можно отнести к специальному стажу, в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке:

в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;

в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;

в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Из штатных расписаний *** усматривается отсутствие на предприятии медицинского кабинета (пункта, службы) в качестве структурного подразделения.

Сама по себе работа Ромашкиной Н.Г. на предприятии в отдельном кабинете, о чем показали допрошенные в суде свидетели, не свидетельствует об осуществлении истцом трудовой деятельности в учреждении здравоохранения или специальном (медико-санитарном) структурном подразделении предприятия.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имеющим иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Доводы Ромашкиной Н.Г. о нарушении ответчиком ее конституционных прав не могут быть приняты во внимание, поскольку федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в судебных постановлениях.

Таким образом, льготное исчисление стажа связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и интенсивности выполняемой ими работы.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 02 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ромашкиной Н*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи