Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение границ земельного участка
Документ от 08.11.2016, опубликован на сайте 28.11.2016 под номером 63058, 2-я гражданская, о предоставлении земельного участка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                                  Дело № 33-5533/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е            О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          08 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Бабойдо И.А.,  Кинчаровой О.Е.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 06 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Смолькиной А*** Н*** удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Ульяновска определить местоположение границ земельного участка, площадью 1200 кв.м, указанного в свидетельстве о праве собственности на землю № ***, кадастровый номер: ***, и предоставленного на праве собственности Смолькиной А*** Н*** для личного подсобного хозяйства на основании решения Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов от 30 ноября 1992 года № ***.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения представителя Смолькиной  А.Н. – Смолькиной Г.А., полагавшей  необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Смолькина А.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска об определении местоположения границ земельного участка.

В обоснование исковых требований указала, что на основании свидетельства о праве собственности на землю № ***, выданного по решению Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов № *** от 30.11.1992, ей принадлежит земельный участок,  площадью 0,12 га, в с.Луговое. До настоящего времени участок в натуре не предоставлен. Она неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с требованиями выделить участок в натуре, однако никаких действий по предоставлению участка совершено не было. В соответствии со ст. 209 ГК РФ она, как собственник земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. 

Уточнив требования, истица просила суд возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по определению местоположения границ земельного участка, площадью 1200 кв.м, предоставленного ей на основании решения Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов № *** от 30.11.1992 и указанного в свидетельстве о праве собственности на землю № ***.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  УМС администрации города Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований Смолькиной А.Н.  в полном объеме.

В жалобе ссылается на то, что для приобретения земельного участка в собственность заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов.

Согласно абз.2 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ  «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом  местного самоуправления городского округа в отношении  земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные  данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке,  предусмотренном ч.1.2  ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.4 ст. 2 Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ).

01.01.2016 вступил  в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В соответствии с нормами вышеназванного закона полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в границах соответствующих муниципальных образований Ульяновской области, государственная собственность на которые не разграничена, в течение неограниченного срока с 01.01.2016 осуществляет уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган  государственной власти (п.п.1,2 ст.2  Закона). Таким органом является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, в связи с чем администрация города Ульяновска с 01.01.2016 не вправе распоряжаться вышеназванными земельными участками и является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Спорный земельный участок предоставлялся Смолькиной А.Н. на основании  решения Малого Совета Луговского  сельского Совета народных депутатов от 30.11.1992 № ***. Администрация города Ульяновская и Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска не располагают сведениями относительно предоставления Смолькиной А.Н. земельного участка с кадастровым номером ***,  а также относительно месторасположения указанного земельного участка.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истица Смолькина А.Н., предъявляя требования к администрации г.Ульяновска об определении местоположения границ земельного участка, ссылалась на то, что решением Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов № *** от 30.11.1992 ей в собственность в с.Луговое Ульяновского района Ульяновской области был выделен земельный участок, площадью 1200 кв.м, для личного подсобного хозяйства, о чем было выдано соответствующее свидетельство о праве собственности на землю № ***. 

В суде апелляционной инстанции представитель Смолькиной А.Н. – Смолькина  Г.А. не отрицала, что с момента выделения земельного участка  (с 1992 года) истица участком каким-либо образом не пользовалась и им не распоряжалась, местоположение предполагаемого к выделению участка ей не известно.

На основании Закона Ульяновской области №043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» от 13 июля 2004 года в состав городского округа «город Ульяновск» было включено село Луговое, как сельский населенный пункт, не являющийся муниципальным образованием и находящийся в ведении Железнодорожного района г.Ульяновска.

Начиная с 2013 года истица направляла в адрес администрации г.Ульяновска  обращения по поводу выделения земельного участка в натуре с определением  его границ, данные обращения удовлетворены не были.

Признавая  уточненные исковые требования Смолькиной А.Н. законными и обоснованными, возлагая на администрацию г.Ульяновска обязанность по определению местоположения границ земельного участка, площадью 1200 кв.м, выделенного истице в 1992 году и указанного в свидетельстве о праве собственности на землю № ***,  суд исходил из того, что земельный участок в собственность для ведения личного подсобного хозяйства истице был предоставлен на законных основаниях, у муниципального органа в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ имелась обязанность при передаче земельного участка в собственность проверить местоположение  его границ, наличие на него прав третьих лиц, откорректировать местоположение участка с учетом интересов  указанных лиц.

По мнению судебной коллегии, выводы суда в решении не основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах  земельного законодательства.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На момент принятия решения о выделении Смолькиной А.Н. земельного участка регулирование земельных отношений осуществлялось Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 №1103/1.

Статьей 30 Земельного кодекса РСФСР был утвержден следующий порядок изъятия и предоставления земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РСФСР правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.

По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.

Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.

При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Из имеющегося в материалах дела решения Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов № *** от 30.11.1992  следует, что данным решением предполагалось предоставление гражданам в собственность используемых ими земельных участков для целей подсобного хозяйства в частном секторе, предоставление гражданам, работающим в совхозах, земельных участков в поле в размере 15 га, гражданам, работающим на предприятиях г.Ульяновска, земельных участков в поле в размере 0,5 га.

По делу не было добыто доказательств того, что до принятия Малым Советом Луговского сельского Совета народных депутатов решения № *** от 30.11.1992,  органом местного самоуправления был произведен отвод земельного участка в натуре в целях последующей его передачи гражданам, как это предусматривалось статьей 30 Земельного кодекса РСФСР.

Изложенное свидетельствует о том, что выдача истице документов о праве собственности на землю (свидетельство № ***) была произведена с нарушением действовавшего на тот момент земельного законодательства. Государственного акта на землю установленной формы истице выдано не было.

О нарушении порядка предоставления истице земельного участка свидетельствует и то обстоятельство, что в самом решении от 30.11.1992 местоположение всего земельного участка, подлежащего передаче гражданам, не определено, в свидетельстве о праве собственности на земельный участок № 567 отсутствует ссылка на номер решения Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов, послужившего основанием для его выдачи.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы Ульяновского района Ульяновской области №78 от 26.01.2004  «Об утверждении фактической площади и передаче в собственность земельного участка»  Смолькиной А.Н. был передан в собственность дополнительный земельный участок, площадью 612 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства с присоединением к земельному участку, площадью 800 кв.м.  На участок, площадью 800 кв.м, у истицы также имелось свидетельство о праве собственности на землю № 564, в котором, как на основание его выдачи, имеется ссылка на решение Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов от 30.11.1992 без номера. Аналогичная ссылка имеется и в свидетельстве  о праве собственности на землю № ***.

Представленное в дело решение Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов от 30.11.1992 № *** имеет неоговоренные исправления в дате его принятия, что, с учетом приведенных выше обстоятельств, ставит под сомнение допустимость данного документа как доказательства приобретения истицей в установленном законом порядке права собственности на испрашиваемый земельный участок.

Содержанием свидетельства о праве собственности на землю № *** предусматривалось, что оно является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта по форме, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493. Форма государственного акта включала в себя сведения о собственнике (владельце) земельного участка, наименование Совета народных депутатов, выдавшего акт, номер и дату решения Совета народных депутатов о предоставлении земельного участка, размер участка в границах, указанных на прилагаемом чертеже всего отведенного земельного участка, целевое назначение земельного участка. Акт подлежал регистрации в Книге записей Государственных  актов  на право собственности, владения, пользования землей. Приложение к Государственному акту чертежа границ выделенного земельного участка являлось обязательным.

По делу не было добыто доказательств, что Государственный акт на право собственности на спорный земельный участок истице выдавался, соответствующих сведений в архивах  не имеется.

Изложенное свидетельствует о том, что истице не могло быть не известно об отсутствии у неё правоустанавливающего документа на земельный участок, что в свою очередь свидетельствовало об отсутствии у неё прав на земельный участок, предусмотренных ст. 209 ГК РФ, о нарушении которых ею заявлено в исковом заявлении.

Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось бесспорных оснований для выводов о приобретении истицей на законных основаниях права на земельный участок в поле с.Луговое  на основании решения Малого Совета Луговского сельского Совета народных депутатов от 30.11.1992 № *** и свидетельства № ***, в котором, как указывалось выше, отсутствует ссылка на номер  решения органа местного самоуправления.

Сами по себе указанные документы не могут рассматриваться как доказательства возникновения у Смолькиной А.Н. права на получение земельного участка в собственность и права требования выделения участка в натуре.

Тот факт, что земельный участок в с.Луговое, площадью 1200 кв.м, поставлен на кадастровый учет с номером ***, основанием для признания его принадлежащим истице являться не может, поскольку присвоение кадастрового номера осуществлялось  органом кадастрового учета без выдела участка и определения его границ.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности постановленного по делу решения, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Смолькиной А.Н. требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 06 сентября 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Смолькиной А*** Н*** к администрации города Ульяновска об определении местоположения границ земельного участка отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: