Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Восстановление на службе в УФСИН
Документ от 15.11.2016, опубликован на сайте 06.12.2016 под номером 63035, 2-я гражданская, о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                    Дело № 33-5375/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    15 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Куршева А*** Н*** – Репкова С*** В*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 августа 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Куршева А*** Н*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании приказа об увольнении № 215-лс от 17 июня 2016 года незаконным, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 69 212 рублей 70 копеек, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Куршева А.Н. - Репкова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Гасанова М.С.,  федерального казенного учреждения СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Рабани Д.Г., высказавших возражения по доводам апелляционной жалобы, прокурора Карабанова А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Куршев А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области), федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области) о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что с 06 марта 2008 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в должности ***. На основании приказа № 215-лс от 17 июня 2016 года уволен со службы по пункту «м» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации – в связи с прекращением уголовного дела за примирением сторон. Его увольнение является незаконным, поскольку норма права, на основании которой он был уволен, на момент прекращения в отношении него уголовного дела не действовала. Факт его привлечения к уголовной ответственности по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации был выявлен в декабре 2015 года в результате проверочных мероприятий и отражен в представлении начальника ФКУ СИЗО-1 о его (истца) увольнении. Уголовное дело, по которому он привлекался к уголовной ответственности, было прекращено 03 февраля 2005 года на основании ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за примирением сторон. Данному предписанию предшествовало обращение Управления кадров ФСИН России от 01 апреля 2016 года о принятии мер к увольнению сотрудников территориальных органов ФСИН России, у которых выявлены факты наличия судимости, либо прекращения в отношении них уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Временной период, прошедший с момента прекращения уголовного дела (03 февраля 2005 года) до его поступления на службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области (06 марта 2008 года) составил более 3-х лет, а до вынесения приказа об увольнении - более 9 лет. За период службы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области он не имел ни одного взыскания, только поощрения за образцовое выполнение служебных обязанностей, высокие оперативно-служебные показатели, личный вклад в осуществление мер по обеспечению законности и укреплению уголовно-исполнительной системы. Просил признать незаконным приказ об увольнении №215-лс от 17 июня 2016 года по пункту «м» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел, восстановить его на службе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в размере 69  212 рублей 70 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Куршева А.Н. – Репков С.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что положения п. «м» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел, устанавливающие запрет приема на службу лиц, уголовные дела в отношении которых были прекращены за примирением сторон, действует с июля 2010 года, тогда как истец был принят на работу в 2008 году. Указанные положения закона, как ухудшающие положение лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, не могут иметь обратной силы. По мнению автора жалобы, суд не учел толкование оспариваемой нормы закона, выраженное в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 31-П от 08 декабря 2015 года. Кроме того, с учетом специфики работы сотрудников системы исполнения наказаний и характера совершенного истцом в 2005 году деяния (оскорбление представителя власти), увольнение создало для Куршева А.Н. неоправданную дискриминацию.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Куршева А.Н., извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее – Положение о службе), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06 июня 2005 года №76.

Согласно пункту «м» части 1 статьи 58 Положения о службе сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда; прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения; вследствие акта об амнистии; в связи с деятельным раскаянием.

Данная норма связана с ограничениями в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении, предусмотренными статьей 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу статьи 9 Положения о службе гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в частности, если он имел или имеет судимость; не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06 марта 2008 года Куршев А.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе.

Приказом начальника УФСИН России по Ульяновской области от 17 июня 2016 года № 215-лс Куршев А.Н. – *** уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «м» ч. 1 ст. 58 Положения о службе 20 июня 2016 года.

В качестве основания увольнения в оспариваемом истцом приказе указано представление к увольнению Куршева А.Н. от 15 июня 2016 года.

Как указано в представлении к увольнению Куршева А.Н., в декабре 2015 года в результате проверочных мероприятий был выявлен факт привлечения истца к уголовной ответственности по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовное дело в отношении Куршева А.Н. было прекращено 03 февраля 2005 года на основании ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Полагая увольнение из уголовно-исполнительной системы незаконным, Куршев А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

 

Оценив представленные сторонами доказательства, приняв во внимание специфику возникших правоотношений и особый статус лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для восстановления Куршева А.Н. на службе, и обоснованно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, основан на фактических обстоятельствах дела и нормах закона, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Федеральным законом № 157-ФЗ от 22 июля 2010 года статья 9 и п. «м» статьи 58 Положения о службе изложены в новой редакции, действующей в настоящее время и устанавливающей запрет приема на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих либо имевших судимость, не подлежащих уголовному преследованию в связи с примирением сторон, за исключением дел частного обвинения (ст. 9), и устанавливающей возможность увольнения со службы в указанных случаях (п. «м» ст. 58).

Из материалов дела следует, что Куршев А.Н. привлекался к уголовной ответственности по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации – за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Уголовный закон относит данное преступление к преступлениям против порядка управления, основным объектом которых выступает нормальная деятельность органов власти, их авторитет.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, затрагивает честь и достоинство их сотрудников.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Ульяновска от 03 февраля 2005 года уголовное дело в отношении Куршева А.Н. было прекращено в связи с примирением с потерпевшим на основании ст. 76 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Постановлении от 08 декабря 2015 года № 31-П, на которое содержится ссылка в апелляционной жалобе, Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на ранее сформулированные правовые позиции, пришел к выводу, что пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает безусловное увольнение сотрудников, судимость которых была снята или погашена до поступления на службу, замещающих должности пожарных в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, основными обязанностями которых являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении такими сотрудниками службы, в том числе уголовно-правовых характеристик совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств.

Этот вывод был основан на характере осуществляемой пожарными деятельности и специфике выполняемых ими обязанностей, связанных исключительно с ликвидацией пожара и его последствий. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, при определении возможности продолжения государственной службы наряду с морально-нравственными качествами сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы существенное значение имеют характер и условия осуществляемой им деятельности.

Как было указано выше, Куршев А.Н. состоял на службе в уголовно-исполнительной системе, занимал должность ***, имел непосредственный контакт с осужденными, находясь при исполнении обязанностей, в пределах своих полномочий был обязан обеспечивать строгое соблюдение режима учреждения, принимать активное участие в режимных мероприятиях, выявлять лиц, склонных к дезорганизации работы учреждения, то есть поддерживать авторитет правоохранительных органов и органов управления среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

С учетом установленных по делу обстоятельств, имевшего место факта прекращения уголовного преследования истца по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, характера и условий осуществляемой Куршевым А.Н. служебной деятельности основания для восстановления его на службе отсутствуют.

Довод стороны истца о том, что редакция п. «м» ч. 1 ст. 58 Положения, позволяющая увольнять сотрудников, уголовного преследование которых прекращено в связи с примирением сторон, вступила в действие в августе 2010 года, в то время как постановление о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшими в отношении него было вынесено 03 февраля 2005 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку императивными требованиями Федерального закона от 22 июля 2010 года № 157-ФЗ установлен запрет на прохождение службы не только для лиц, вновь поступающих на нее, но и для сотрудников, проходящих данную службу. При этом из буквального толкования закона следует, что федеральный законодатель не связывает время привлечения к уголовной ответственности или освобождения от нее по нереабилитирующим основаниям со временем наступления правовых последствий при разрешении вопросов приема или увольнения со службы.

Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 23-О о том, что данное регулирование, хотя оно непосредственно и не предусматривало обязательность увольнения сотрудников со службы при наступлении указанных обстоятельств, не предполагало тем не менее продолжения ими службы, поскольку в противном случае сотрудники органов внутренних дел ставились бы в привилегированное положение по сравнению с лицами, желающими поступить на службу, но не имеющими права на ее прохождение по названным причинам, и нарушались бы конституционные принципы равенства и справедливости, не достигалась бы установленная при введении соответствующих правоограничений цель комплектования органов внутренних дел лицами, имеющими высокие нравственные качества.

Таким образом, поводов утверждать о том, что в отношении истца со стороны ответчиков имеет место  какая-либо дискриминация, не имеется.

Соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым отметить, что законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 06 июня 1995 года № 7-П, от 18 марта 2004 года № 6-П и от 21 марта 2014 года № 7-П; определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О и от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О).

Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая правоохранительную службу, и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Данные правовые позиции носят общий характер и в равной мере применимы к гражданам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на которых на основании части первой статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 12 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Куршева А*** Н*** – Репкова С*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи