Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация свалки
Документ от 08.11.2016, опубликован на сайте 24.11.2016 под номером 62832, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Писарева Н.В.                                                         Дело № 33а-5474/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           08 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО «Выровское сельское поселение» на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения администрация «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на земельных участках:

- в 1,5 км к юго-западу от с. Полбино Майнского района Ульяновской области;

- в 350 м. и 500 м. северо-западнее от дома № 8 по ул. Школьная, а также в 230 м. и 350 м. севернее дома № 7 по ул. Кооперативная в п. Безречный Майнского района Ульяновской области.

Обязать Муниципальное учреждение администрация «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках:

- в 1,5 км к юго-западу от с. Полбино Майнского района Ульяновской области;

- в 350 м. и 500 м. северо-западнее от дома № 8 по ул. Школьная, а также в 230 м. и 350 м. севернее дома № 7 по ул. Кооперативная в п. Безречный Майнского района Ульяновской области.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Выровское сельское поселение» Разиновой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, администрации МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области допускаются нарушения природоохранного законодательства в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения. На земельном участке, расположенном в 1,5 км к юго-западу от с. Полбино Майнского района Ульяновской области, а также на земельных участках, находящихся в 350 м и 500 м северо-западнее от дома № 8 по ул. Школьная, а также в 230 м и 350 м севернее дома № 7 по ул. Кооперативная в п. Безречный Майнского района Ульяновской области, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора.

Несоблюдение административными ответчиками установленных законодательством обязанностей по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, благоустройства территории поселения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, администрации муниципального образования «Выровское сельское поселение» в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на указанных территориях. Обязать ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области не соглашается с решением суда. Считает, что при принятии решения судом было допущено нарушение норм действующего законодательства. Указывает на то, что с 01 января 2016г. вступило в силу новое разграничение полномочий в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к компетенции субъекта РФ. Возложение на администрацию МО «Выровское сельское поселение» обязанности ликвидировать свалку является незаконным, поскольку  такими полномочиями администрация не обладает.

Земельные участки, на которых расположены свалки, в реестре муниципальной собственности не значатся, а денежные средства в размере 16 000 руб. поступили из бюджета МО «Майнский район» во исполнение Соглашения о передаче части полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в бюджет МО «Выровское сельское поселение»  только 14 сентября 2016г.

Применение закона Ульяновской области № 158 –ЗО от 05 ноября 2015г. «О перераспределении полномочия по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников здания (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий между органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» необоснованно, поскольку в данном законе запрещается накапливать и размещать отходы в несанкционированных местах на территориях поселений. В данном случае несанкционированные свалки расположены на земельных участках, которые не относятся к территории населенного пункта.

Земельные участки, на которых расположены свалки, не относятся к муниципальной собственности МО «Выровское сельское поселение». Полномочия собственника в отношении указанных земельных участков должен осуществлять уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти, поскольку земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Майнского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явился представитель Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».                     

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области в период с 13 по 20 мая 2016 года проведено рейдовое мероприятие на территории Майнского района Ульяновской области, в том числе и на территории Выровского сельского поселения.

Из акта рейдового мероприятия от 20 мая 2016 года, проведенного старшим государственным инспектором РФ по охране природы по Ульяновской области, справки Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области следует, что на земельных участках, расположенных в 1,5 км к юго-западу от с. Полбино Майнского района Ульяновской области, земельных участках, находящихся в 350 м и 500 м северо-западнее от дома № 8 по ул. Школьная, и в 230 м и 350 м севернее дома № 7 по ул. Кооперативная в п. Безречный Майнского района Ульяновской области, выявлены свалки твердых бытовых отходов.

Согласно Уставу МО «Выровское сельское поселение», принятому решением Совета депутатов муниципального образования «Выровское сельское поселение» от 22 августа 2005г. № 5, с. Полбино и п. Безречный входят в состав МО «Выровское сельское поселение».

Факт наличия указанных несанкционированных свалок твердых бытовых отходов представителем администрация МО «Выровское сельское поселение» в суде первой инстанции (в отличие от заседания суда апелляционной инстанции) не оспаривался.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий  органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 4 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Материалами дела подтверждено, что 30 декабря 2015г. между администрацией МО «Майнский район» и МО «Выровское сельское поселение» было заключено Соглашение, по условиям которого администрация МО «Майнский район» передала администрации МО «Выровское сельское поселение» на основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия на участие в организации деятельности по сбору (в то числе раздельному сбору) и транспортировке твердых коммунальных отходов с выделением из бюджета МО «Майнский район» в бюджет МО «Выровское сельское поселение» соответствующих бюджетных средств в размере 16 000 руб. Данное соглашение заключено на период с 01 января по 31 декабря 2016г.  Таким образом, полномочия по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов  в 2016г. на территории МО «Выровское  сельское поселение» должна осуществлять администрация указанного муниципального образования.

То обстоятельство, что денежные средства на финансирование указанных мероприятий поступили из бюджета МО «Майнский район» в бюджет МО «Выровское сельское поселение» только 14 сентября 2016г., не освобождает администрацию МО «Выровское сельское поселение» от выполнения переданных ему полномочий.

Пунктом 5.5  Соглашения между администрацией МО «Майнский район» и администрацией МО «Выровское сельское поселение» о передаче части полномочий предусмотрено право органа местного самоуправления поселения требовать  расторжения  данного Соглашения в случае неисполнения органами местного самоуправления района вытекающих из настоящего Соглашения обязательств.

Согласно п. 5.6 Соглашения при несвоевременном перечислении муниципальным районом межбюджетных трансфертов на исполнение передаваемых полномочий администрация поселения может вынести предупреждение о ненадлежащем исполнении Соглашения. Если в указанный в предупреждении срок денежные средства бюджета муниципального района не будут перечислены,  Соглашением предусмотрена возможность взыскания пени с муниципального района в размере 0,001% за каждый день просрочки платежа.

В данном случае администрацией поселения не было предпринято мер к расторжению Соглашения,  в адрес муниципального района предупреждение не выносилось. Денежные средства из бюджета МО «Майнский район» поступили в бюджет МО «Выровское сельское поселение» 14 сентября 2016г. и не освоены на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в 1,5 км к юго-западу от с. Полбино, в 350 м и 500 м северо-западнее от дома № 8 по ул. Школьная, а также в 230 м и 350 м севернее дома № 7 по ул. Кооперативная в п. Безречный Майнского района Ульяновской области, свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов. Указанные  действия при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться администрацией МО «Выровское сельское поселение». Образование несанкционированных свалок вызвано ненадлежащей организацией администрацией МО «Выровское сельское поселение» сбора и вывоза бытовых отходов. Вместе с тем данный вопрос относится к вопросам местного значения поселения согласно п. 18 ч. 1 ст. 8 Устава МО «Выровское сельское поселение».

Ссылка в апелляционной жалобе на закон Ульяновской области  от 03 июля 2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» в данном случае необоснованна.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона он регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области. Согласно ст. 2 указанного Закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, объем полномочий исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, включает в себя только право распоряжения указанными земельными участками. Вопросы обращения с бытовыми отходами на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не входят в компетенцию уполномоченного Правительством Ульяновской области исполнительного органа государственной власти. 

Отнесение с 01 января 2016г. к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ вопроса организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанностей, предусмотренных ст. 8 этого же Федерального закона,  в области обращения с отходами, в данном случае от исполнения обязанности по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории конкретного муниципального образования.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Выровское сельское поселение» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: