Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 01.11.2016, опубликован на сайте 14.11.2016 под номером 62752, 2-я гражданская, о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным иском, о признании незаконным решения, понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                   Дело № 33-5283/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                01 ноября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Костюниной Н.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ерназарова С*** У***, действующего в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А*** С*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2016 года, по которому постановлено:

 

Административный иск Ерназарова С*** У*** действующего в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А*** С*** к муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» г.Димитровграда,  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Ерназарова С.У. Мустафиной Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ерназаров С.У., действующий в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А.С., обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» города Димитровграда Ульяновской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с административным иском, о признании незаконным решения, понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указал, что его сын Е*** А.С., *** года рождения, проживающий по адресу: Ульяновская область, г. Д*** является р***, состоит на диспансерном учете с 2015 года с диагнозом - о*** По заключению комиссии ВКК № *** от *** 2015 года данное п*** является хроническим и отвечает критериям указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 817 от 21.12.2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

В марте 2016 года Ерназаров С.У. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением ответчика ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства. Решение ответчика считал незаконным.

Просил признать отказ в принятии Ерназарова А.С.  на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным, восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с административным исковым заявлением.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Ерназаров С.У., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А.С. не соглашается с решением суда,  просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что суду необходимо было рассмотреть вопрос о признании малоимущем несовершеннолетнего Е*** А.С., а не его законного представителя. Кроме того,  истцом были представлены доказательства, что законный представитель несовершеннолетнего по независящим от него обстоятельствам находится в трудной жизненной ситуации. Судом не учтено, что регистрация несовершеннолетнего Е*** А.С. по адресу: Ульяновская область, Н*** носит формальный характер, поскольку местом его жительства является  город Д*** Также  в связи с неисполнением судебного запроса о предоставлении медицинской карты р***, суд не дал надлежащей оценки диагнозу  Е*** А.С.

В возражении на апелляционную жалобу МУП «Управление по реализации социальных программ»  считая решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Ерназарова С. У., действующего в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А. С. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  истца Ерназарова С.У., представителя ответчика  муниципального казенного учреждения «Управление по реализации социальных программ» города Димитровграда Ульяновской области, извещенных о времени и месс те судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Е*** А.С., *** года рождения, является р***  с ***.2015 и  состоит на диспансерном учете с 2015 года с диагнозом - о***

Согласно представленной справке формы 8 истец и его сын зарегистрированы  в жилом помещении  жилой площадью 44 кв.м. по адресу  Ульяновская область  Н***. Кроме них в данном жилом помещении зарегистрирована мать несовершеннолетнего Е*** А.С., являющаяся нанимателем жилого помещения.

Как указал  истец, в настоящее время они с сыном проживают в г. Д*** без регистрации.

В марте 2016 года Ерназаров  С.У., действуя в интересах несовершеннолетнего Е*** А.С., обратился  в МКУ «Управление по реализации социальных программ» города Димитровграда с заявлением  о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

Основанием для постановки на данный учет, по мнению истца, является заключение  комиссии ВКК № *** от *** 2015 года, согласно которому имеющееся у Ерназарова А.С. п*** является хроническим и отвечает критериям указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 817 от 21.12.2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Решением  комиссии  по жилищным  вопросам Администрации города Димитровграда от ***.2016 Ерназарову С.У. было отказано в постановке его и его несовершеннолетнего сына Е*** А.С. на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью, поскольку у них такое право отсутствует и , кроме того,  заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшен7ии жилищных условий подаются по месту жительства.

Да верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и правильно применив закон, суд обоснованно пришел к выводу о законности отказа в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.  

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для постановки на учет нуждающихся с целью последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Как указывалось выше, истец и его несовершеннолетний сын зарегистрированы в жилом помещении , жилая площадь которого составляет 44 кв.м. Кроме них, в данном жилом помещении зарегистрирована мать несовершеннолетнего Е*** С.А.

Решением Совета депутатов Муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 05.08.2006  №18/110 «О норме предоставления и учетной норме жилого помещения» установлена  учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «Новомалыклинский район»  в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Сохраняя право пользования  жилым помещением по месту регистрации, истец и его сын обеспечены  жилой площадью более учетной нормы, т.е. фактически не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Заключения ВКК о том,  что  имеющееся у Е*** А.С. п*** является хроническим и отвечает критериям указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 817 от 21.12.2004 года «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»  не может служить основанием к постановке истца на учет нуждающихся.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  право  инвалида на дополнительную жилую площадь реализуется  при предоставлении ему жилого помещения. Признание инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий производится на общих основаниях. Нуждающимся в улучшении жилищных условий   инвалид может быть признан только в том случае, если  он обеспечен жилой площадью менее учетной нормы.

Кроме того,  по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения Ерназарова  С.У. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право несовершеннолетнего Е*** А.С.  на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Поскольку ни истец, ни его сын малоимущими в установленном законом порядке не признаны, обеспечены жилой площадью более учетной нормы, доводы  истца, его представителя, сводятся к иной оценке доказательств и неверному толкованию закона в части того, что  само по себе  право несовершеннолетнего на дополнительную жилую площадь в связи с  имеющимся у него психическим заболеванием, дает ему безусловное право на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Не состоятельны и основаны на неверном толковании закона доводы апелляционной жалобы   в части того, что при оценке имущественного положения истца необходимо было учитывать только материальное обеспечение несовершеннолетнего, который  является. По мнению автора жалобы, малоимущим. Так, несовершеннолетний Е*** А.С. проживает с отцом, Ерназаровым С.У., поскольку они являются членами одной семьи, соответственно оценка их имущественного положения производится с учетом общих доходов. При этом, в силу закона истец обязан содержать своего несовершеннолетнего сына.

Поскольку  истцом не представлены доказательства того, что Ерназаров С.У. в силу непреодолимых объективных причин не имеет возможности трудоустроиться, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Ерназаровы С.У. и А.С. не являются малоимущими.

Согласно п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ  Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"

Принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту своего жительства в письменной форме.

Пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации, приведенная норма не содержит.

Местом жительства в том понимании, как это установлено абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При этом в соответствии со статьей 3 указанного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, и сама по себе регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Ерназаров С. У. и его несовершеннолетний сын зарегистрированы по адресу: с.Н*** Н*** района Ульяновской области.

Соответственно вывод суда о том, что Ерназаров С.У.  с заявлением о постановке его и несовершеннолетнего сына на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий  должен был обратиться по месту жительства (регистрации) администрацию МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области, а не в МКУ «Управление по реализации социальных программ» города Димитровграда Ульяновской области является правильным.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления и позиции истца, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ерназарова С*** У***, действующего в интересах несовершеннолетнего сына Е*** А*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: