Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности включить в реестр федерального имущества объекты культурного наследия федерального значения
Документ от 01.11.2016, опубликован на сайте 03.11.2016 под номером 62721, 2-я гражданская, об обязании включить в реестр фед. имущества объекты культурного наследия федерального значения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                   Дело № 33-5348/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          1 ноября 2016 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Кинчаровой О.Е. и Старостиной И.М.,

при секретаре Кондаковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области удовлетворить.

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обязанность включить в реестр федерального имущества объекты культурного наследия федерального значения: «Памятник В.И. Ленину, 1940» (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина); «Памятник Карлу Марксу» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая); «Памятник Н.М. Карамзину» (г. Ульяновск, ул. Спасская, Карамзинский сквер); «Бюст И.А. Гончарова» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая, сквер); «Бюст
И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск, ул. 12 сентября, сквер); «Бюст И.Н. Ульянова»
(г. Ульяновск, бульвар Новый Венец); «Дом, в котором с 1830 по 1855 гг. жил Огарев Николай Платонович» (Ульяновская область, Инзенский район,
с. Проломиха).

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Правительства Ульяновской области Кузьминой С.В., представителя администрации города Ульяновска Киреева С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее –
ТУ Росимущества в Ульяновской области) об обязании включить в реестр федерального имущества объекты культурного наследия федерального значения: «Памятник В.И. Ленину, 1940» (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина); «Памятник Карлу Марксу» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая); «Памятник
Н.М. Карамзину» (г. Ульяновск, ул. Спасская, Карамзинский сквер); «Бюст
И.А. Гончарова» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая, сквер); «Бюст
И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, сквер); «Бюст И.Н. Ульянова»
(г. Ульяновск, бульвар Новый Венец); «Дом, в котором с 1830 по 1855 гг. жил Огарев Николай Платонович» (Ульяновская область, Инзенский район,
с. Проломиха).

Требования мотивированы тем, что согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 и Указу Президента РФ от 20 февраля 1995 г.
№ 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» вышеперечисленные объекты культурного наследия относятся к памятникам архитектуры, подлежащим охране как памятники государственного значения, однако в реестр объектов федерального имущества не включены, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на них отсутствуют.

В соответствии с пунктом 3 раздела I Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты культурного наследия общесоюзного (федерального) значения относятся исключительно к федеральной собственности.

На территории Ульяновской области полномочия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность осуществляет
ТУ Росимущества в Ульяновской области.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Ульяновска, муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Инзенский район» и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственниках спорных объектов культурного наследия федерального значения, на государственном кадастровом учете они не состоят.

Судом не учтено, что Постановлением Совета Министров РСФСР от
30 августа 1960 г. № 1327 памятникам государственного значения придан приоритетный статус и установлена категория историко-культурного значения, но не определен их собственник. Это следует из пункта 2 указанного Постановления, устанавливающего ответственность за сохранность, ремонт и восстановление памятников государственного значения органов власти областного уровня, а не федерального.

Объекты культурного наследия, в отношении которых принято решение, не вошли в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176, поэтому не представляется законным включение их в реестр федерального имущества.

В силу статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

 

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ТУ Росимущества в Ульяновской области и муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня
2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пунктом 3 приложения № 1 к данному Постановлению объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327
«О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» были утверждены список памятников культуры согласно Приложению № 1, подлежащих охране как памятники государственного значения, и список памятников культуры согласно Приложению № 2, подлежащих охране как памятники местного значения.

В раздел «Список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения» Приложения № 1 включены: «Памятник В.И. Ленину, 1940» (г. Ульяновск, площадь В.И. Ленина); «Памятник Карлу Марксу» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая); «Памятник Н.М. Карамзину»
(г. Ульяновск, ул. Спасская, Карамзинский сквер); «Бюст И.А. Гончарова»
(г. Ульяновск, ул. Коммунистическая, сквер); «Бюст И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск, ул. 12 сентября, сквер), в раздел «Список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения» – «Дом, в котором с 1830 по 1855 гг. жил Огарев Николай Платонович» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Проломиха).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 в дополнение и частичное изменение Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» принято предложение Министерства культуры РСФСР о включении в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный указанным Постановлением Совета Министров РСФСР, памятников культуры согласно Приложению № 1 и исключении из этого списка памятников культуры согласно Приложению № 2.

Приложением № 1 в Перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, включен «Бюст И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. № 63 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 4 Положения указанное Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в частности, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Руководствуясь приведенными положения нормативных правовых актов и установив, что спорные объекты культурного наследия относятся к памятникам культуры, подлежащим охране как памятники государственного значения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они являются федеральным имуществом, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по их включению в реестр федерального имущества.

Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона об объектах культурного наследия имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1
«О собственности в РСФСР», действовавшего до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, было установлено, что в государственной собственности РСФСР находятся имущество органов власти и управления РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны РСФСР, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета РСФСР, государственные банки РСФСР, доли РСФСР в общесоюзных золотом запасе, алмазном и валютном фондах, республиканские пенсионный, страховые, резервные и иные фонды.

Как указывалось выше, пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и пунктом 3 приложения № 1 к данному Постановлению объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, отнесены к федеральной собственности.

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что объекты культурного наследия, в отношении которых Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области предъявлены требования, не вошли в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176, являются несостоятельными.

Пунктом 2 названного Указа установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» (Приложение № 1) с дополнениями согласно Постановлениям Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 и от
7 сентября 1976 г. № 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1976 г. № 2026-р и от 15 августа 1980 г. № 1297-р, Постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982 г. № 303, от 26 сентября 1983 г. № 443 и от
11 июля 1984 г. № 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января
1990 г. № 27-р и от 25 января 1990 г. № 80-р, Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 116, распоряжениям Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993 г. № 1190-р и от 23 июля 1993 г. № 1301-р.

Поскольку расположенные на территории Ульяновской области объекты культурного наследия: «Памятник В.И. Ленину, 1940» (г. Ульяновск, площадь
В.И. Ленина), «Памятник Карлу Марксу» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая), «Памятник Н.М. Карамзину» (г. Ульяновск, ул. Спасская, Карамзинский сквер), «Бюст И.А. Гончарова» (г. Ульяновск, ул. Коммунистическая, сквер), «Бюст
И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, сквер), «Бюст И.Н. Ульянова»
(г. Ульяновск, бульвар Новый Венец) и «Дом, в котором с 1830 по 1855 гг. жил Огарев Николай Платонович» (Ульяновская область, Инзенский район,
с. Проломиха) включены в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, они относятся к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения, которые согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 могут находиться только в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на указанные объекты возникло в силу прямого указания закона и, следовательно, сведения о них подлежат включению в реестр федерального имущества.

Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорные объекты прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется, доказательств, свидетельствующих об этом, не представлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о собственниках спорных объектов культурного наследия федерального значения, и тот факт, что на государственном кадастровом учете они не состоят, не может являться основанием для отказа в удовлетворении предъявленного Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области иска.

Неоформление государственными органами соответствующих прав
(в данном случае права федеральной собственности), а также отсутствие данных о спорном имуществе в реестре федеральной собственности, не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи