Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Замена наказания в виде исправительных работ лишением свободы признана законной
Документ от 24.10.2016, опубликован на сайте 02.11.2016 под номером 62594, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.2 п. а; ст. 30 ч.3 - ст. 158 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

Дело №22-2293/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск

24 октября 2016 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Губина Е.А.,

с участием прокурора Рябова И.В.,

осуждённого Креца М.С. и его защитника – адвоката Осиповой Е.В.,

при секретаре Постаноговой А.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе осуждённого Креца М.С. на постановление Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2016 года, которым удовлетворено представление *** Андроновой А.А. о замене наказания в виде исправительных работ на лишение свободы в отношении осуждённого

 

КРЕЦА М*** С***,

*** ранее судимого:

1) приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 сентября 2008 года по пункту «в» части 4 статьи 162 УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобождённого 03 июня 2013 года по отбытии срока наказания;

2) приговором мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г.Ульяновска от 28 января 2014 года по пункту «а» части 2 статьи 116 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 5% из заработной платы в доход государства;

3) приговором Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 13 марта 2014 года по части 1 статьи 161 УК РФ (3 эпизода) с применением части 2 статьи 69 УК РФ и статьи 70 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, освобождённый 05 июня 2015 года от отбывания наказания на основании пункта 5 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»;

4) приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года по пункту «а» части 2 статьи 158 УК РФ и части 3 статьи 30, части 1 статьи 158 УК РФ с применением части 2 статьи 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства,

 

Постановлено заменить Крецу М.С. неотбытую часть наказания по приговору Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства на 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 30 августа 2016 года с зачётом времени нахождения под стражей с 09 августа по 29 августа 2016 года.

Доложив содержание постановления и существо апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года Крец М.С. осужден по пункту «а» части 2 статьи 158 УК РФ и части 3 статьи 30, части 1 статьи 158 УК РФ с применением части 2 статьи 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства. Постановлено исправительные работы отбывать в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осуждённого.

Начальник филиала по Заволжскому району ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по Ульяновской области Андронова А.А. обратилась в Заволжский районный суд г.Ульяновска с представлением о замене неотбытой части наказания в виде исправительных работ, назначенных приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года, на лишение свободы. В обоснование своих доводов автор представления указал, что Крец М.С. злостно уклоняется от отбывания наказания в виде исправительных работ, за что неоднократно письменно предупреждался о возможности замены назначенного приговором наказания на лишение свободы; скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, с целью установления его местонахождения проводились розыскные мероприятия, направлялись соответствующие запросы в различные государственные органы, однако предпринятые меры являлись безрезультатными, в связи с чем Крец М.С. 03 июня 2016 года был объявлен в розыск. В результате проведённых мероприятий осуждённый был задержан и заключён под стражу на основании постановления Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 августа 2016 года до рассмотрения судом вопроса о замене назначенного ему по приговору суда наказания в виде исправительных работ на лишение свободы.

Обжалуемым постановлением вышеуказанное представление начальника *** Андроновой А.А. было удовлетворено, неотбытая часть наказания по приговору Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства была заменена на 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В апелляционной жалобе осуждённый Крец М.С. в обоснование несогласия с постановлением указывает на суровость назначенного ему наказания. Просит смягчить наказание и определить для отбытия наказания исправительную колонию общего режима.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- осуждённый Крец М.С. и действующая в его интересах адвокат Осипова Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы;

- прокурор Рябов И.В., указав на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы осуждённого.

Проверив представленные материалы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных законом оснований к отмене постановления суда либо же к его изменению.

Правовые основы порядка отбывания наказания в виде исправительных работ закреплены в положениях главы 7 УИК РФ, в частности, в статьях 39 и 40 которого предусмотрено, что осуждённые к данному виду наказанию лица обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по её вызову.

Кроме того, статьёй 46 УИК РФ установлена ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ и за злостное уклонение от его отбывания. Положения вышеназванной статьи в системной взаимосвязи с частью 4 статьи 50 УК РФ регламентируют возможность замены судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции неотбытой части наказания лишением свободы в случае злостного уклонения осуждённого от отбывания исправительных работ, назначенных приговором.

Как следует из представленных материалов, Крец М.С. после вступления в законную силу приговора был поставлен на учёт 20 января 2016 года в уголовно-исполнительную инспекцию, после чего 10 февраля того же года после проведённых розыскных мероприятий в связи с необходимостью установления его местонахождения с ним была проведена первоначальная беседа с разъяснением порядка и условий отбывания наказания, о чём он был письменно предупреждён, и ему были выданы соответствующие памятка (приложение №29 к Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, в которой отражены положения нормативно-правовых актов, касающиеся отбытия наказания в виде исправительных работ, исчисления его срока, приведены обстоятельства, расценивающиеся как нарушение порядка и условий отбывания наказания, и последствия в случае их наступления, в том числе в виде замены наказания на лишение свободы) и предписание о необходимости явки в срок до 17 февраля 2016 года в организацию для отбывания исправительных работ, чего им сделано не было, и в нарушение установленных пунктом «а» части 1 статьи 46 УИК РФ требований без каких-либо уважительных причин осуждённый прибыл в организацию лишь 19 февраля того же года, за что был письменно предупреждён о возможности замены наказания, и в тот же день ему было выдано повторное предписание о явке в организацию, куда он прибыл при отсутствии уважительных причин лишь 02 марта 2016 года, то есть вновь с нарушением установленного законом 5-суточного срока; невзирая на необходимость явки 26 февраля 2016 года в уголовно-исполнительную инспекцию, Крец М.С. прибыл в указанный орган пенитенциарной системы лишь 02 марта того же года, вновь не приведя какого-либо обоснования об уважительности пропуска указанного срока, за что был повторно письменно предупреждён о возможности замены наказания в соответствии с частью 4 статьи 50 УК РФ; несмотря на явки в определённую уголовно-исполнительной инспекцией организацию 19 февраля и 02 марта 2016 года, к работе в ней так и не приступил; будучи письменно уведомленным о необходимости явки 14 марта 2016 года в уголовно-исполнительную инспекцию, не явился, скрывшись от контроля уголовно-исполнительной инспекции; с целью установления его местонахождения проводились розыскные мероприятия, направлялись соответствующие запросы в различные государственные органы, однако предпринятые меры являлись безрезультатными, в связи с чем Крец М.С. 03 июня 2016 года был объявлен в розыск и задержан лишь спустя более двух месяцев, а именно 09 августа того же года, и в третий раз письменно предупреждён о возможности замены вида наказания.

Таким образом, суду были представлены достаточные данные, которые в своей совокупности свидетельствуют о выдаче Крецу М.С. предписаний об исполнении наказания и объявлении ему предупреждений о замене исправительных работ более строгим видом наказания, которые осуждённым были проигнорированы без каких-либо уважительных причин.

Проведённые уголовно-исполнительной инспекцией мероприятия в отношении Креца М.С. в полной мере соответствуют целям и задачам указанного органа, установленным Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой приказом Министерства юстиции России от 20 мая 2009 года №142.

При таких обстоятельствах выводы суда о злостном уклонении Креца М.С. от отбывания наказания и необходимости замены исправительных работ на лишение свободы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе и, в этой связи, являются правильными, а потому суд апелляционной инстанции не находит никаких оснований ставить их под сомнение.

Согласно материалам дела с момента постановки на учёт в уголовно-исполнительной инспекции Крец М.С. не приступал к отбытию назначенного ему приговором наказания, в связи с чем суд правомерно определил в качестве неотбытой части наказания весь его срок, который был установлен приговором, а именно в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ.

Размер назначенного осуждённому наказания – в виде 6 месяцев лишения свободы, судом первой инстанции определён в полном соответствии с предусмотренными частью 4 статьи 50 УК РФ правилами (из расчёта один день лишения свободы за три дня исправительных работ), а потому доводы Креца М.С. о смягчении наказания признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Признавая необоснованными вышеуказанные аргументы осуждённого о смягчении размера наказания, суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что сформулированные в части 4 статьи 50 УК РФ правила во взаимосвязи со статьями 3, 4, 5, 6 и 7 УК РФ, закрепляющими принципы законности, равенства граждан перед законом и судом, ответственности лишь за виновные действия, справедливости и гуманизма, не допускают ни назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, ни назначения самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ, – вышеуказанная правовая норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осуждённым наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. Соответственно, замена исправительных работ лишением свободы является порядком исполнения назначенного наказания, а не порядком его назначения по приговору суда.

Вид исправительного учреждения, в котором Крецу М.С. надлежит отбывать наказание – исправительная колония строгого режима, определён в соответствии с установленными пунктом «в» части 1 статьи 158 УК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 18 УК РФ правилами, поскольку согласно приговору от 17 декабря 2015 года (по которому и заменено наказание) в его действиях присутствует рецидив преступлений, признанный в качестве отягчающего обстоятельства, исходя из его осуждения по приговору от 13 марта 2014 года, в рамках исполнения которого он отбывал наказание в виде реального лишения свободы. В этой связи приводимая автором жалобы просьба о назначении для отбытия наказания исправительной колонии общего режима не основана на нормах материального права.

Судебное решение о замене Крецу М.С. наказания надлежащим образом обосновано и мотивировано, в целом соответствует требованиям части 4 статьи 7 УПК РФ, принято в соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих разрешение судом поставленного в представлении вопроса, с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон.

Поскольку существенных нарушений уголовно-процессуального закона судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене постановления районного суда, в том числе по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и приведённым стороной защиты в суде апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928 и 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

постановление Заволжского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2016 года о замене неотбытой части наказания в виде исправительных работ, назначенного приговором Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 декабря 2015 года, на лишение свободы в отношении осуждённого Креца М*** С*** оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий