Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия по соблюдению СанПиН
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 19.10.2016 под номером 62325, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                        Дело № 33а-4735/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                   11 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В. и Грудкиной Т.М.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в пос. Дубровка, пос. Елизаветинка, пос. Яшенка Инзенского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для пос. Дубровка, пос. Елизаветинка, пос. Яшенка Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.06.2017 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.06.2017 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Таланяна В.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований истец указал, что в состав Инзенского района входит МО «Труслейское сельское поселение», территорию которого составляют населенные пункты:  с. Труслейка, с. Аргаш, с. Городищи, разъезд Дубенки, пос. Дубровка,       пос. Елизаветинка, с. Юлово, пос. Яшенка. Водоснабжение и водоотведение на территории поселения осуществляется МУП «Исток». Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении МУП «Исток» с 10.03.2016 по 06.04.2016 проведена выездная плановая проверка, в ходе которой установлено, что водоснабжение Труслейского сельского поселения осуществляется из шести источников водоснабжения: в с. Труслейка - из двух артезианских скважин № 2450 и № 1574, в с. Аргаш - из кооптированного родника, в с. Городищи - из артезианской скважины № 2803, в разъезде Дубенки - из артезианской скважины № 2803, в с. Юлово - из артезианской скважины № 1596. Проверкой выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: отсутствие проектов зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы в указанных населенных пунктах. В пос. Дубровка, пос. Елизаветинка и посшенка водоснабжение населения не организовано. Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. При этом, организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим  хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально. Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на ответчике, поскольку полномочия собственника осуществляет орган местного самоуправления, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. Обязанность ответчика по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения вытекает из положений ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановления Правительства Российской Федерации «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Истец просил признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, выразившиеся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в пос. Дубровка, пос. Елизаветинка, пос. Яшенка Инзенского района Ульяновской области; в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области; обязать администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области для пос. Дубровка, пос. Елизаветинка, пос. Яшенка Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.06.2017 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; обязать администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.06.2017 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация МО «Труслейское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, МУП «Исток».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (изм. внесены Федеральным законом от 29.12.2014 № 485-ФЗ) с 09.01.2015 полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Решением Совета Депутатов МО «Инзенский район» от 30.01.2015 утверждено соглашение о передаче полномочий по организации в границах Труслейского сельского поселения водоснабжения и водоотведения, на основании которого между администрацией района и администрацией сельского поселения заключено соглашение о передаче поселению части полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, и заключен ряд дополнительных соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов для осуществления поселением полномочий по водоснабжению и водоотведению. Считает, что отсутствие в реестре муниципального имущества МО «Инзенский район» Ульяновской области источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения свидетельствует о нахождении их в собственности администрации МО Труслейское сельское поселение».

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчика и третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителя Управления  Роспотребнадзора по Ульяновской области, определила рассмотреть дело при данной явке согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, согласно Уставу МО «Инзенский район» Ульяновской области МО Труслейское сельское поселение входит в состав Инзенского района. Территорию сельского поселения составляют населенные пункты: с. Труслейка, с. Аргаш, с. Городищи, разъезд Дубенки, пос. Дубровка, пос. Елизаветинка, с. Юлово, пос. Яшенка.

Органы местного самоуправления Инзенского района на территориях сельских поселений, входящих в состав Инзенского района, решают вопросы местного значения, в том числе по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 13.2 Устава).

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов обладают только теми полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, которые предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Часть 1 названной статьи к таким полномочиям относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и пр.

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 к исключительным вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.

В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области (территориальный отдел в Карсунском районе) в отношении МУП «Исток» с 10.03.2016 по 06.04.2016 выездной плановой проверки установлено, что в поселках Дубровка, Елизаветинка и Яшенка Труслейского сельского поселения водоснабжение населения не организовано. Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены. Отсутствуют проекты зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы во всех населенных пунктах МО «Труслейское сельское поселение».

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применив материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения Труслейского сельского поселения лежит на администрации МО «Инзенский район».

Доводы ответчика о том, что администрацией района данные полномочия в полном объеме переданы администрации сельского поселения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Доводы жалобы не влекут отмену принятого по делу решения, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену судебного постановления, не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

Судьи: