Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение санаторно-курортным лечением
Документ от 11.10.2016, опубликован на сайте 18.10.2016 под номером 62266, 2-я гражданская, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родина Н.Ю.                                                                  Дело № 33-4883/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 октября 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пирогова Н*** Д*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27 июля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Пирогова Н*** Д*** к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области,  Департаменту главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Базарносызганскому району и Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п. Вешкайма отделению по Базарносызганскому району о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год за счет средств федерального бюджета по профилю рекомендуемого лечения – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пирогов Н.Д. обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области,  Департаменту главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Базарносызганскому району о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год за счет средств федерального бюджета по профилю рекомендуемого лечения.

В обоснование иска указал, что он является инвалидом *** группы по общему заболеванию органов кровообращения, ему рекомендовано санаторно-курортное лечение, что подтверждено справкой серии МСЭ-2009 № 2899055, индивидуальной программой реабилитации инвалида за № 314.  14.01.2015 Пирогов Н.Д. обратился с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение в департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Базарносызганскому району, однако до настоящего времени путевка ему не предоставлена.

Просил суд обязать ответчиков предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год за счет средств федерального бюджета по профилю рекомендуемого лечения.

 

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Пирогов Н.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, он от права на обеспечение его санаторно-курортной путевкой не отказывался, денежную компенсацию не получал.  Считает,  что получить санаторно-курортную путевку в порядке очереди практически невозможно.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Пирогова Н.Д., представителей ответчиков Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области,  Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Базарносызганскому району, Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п.Вешкайма, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Пирогов Н.Д., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена с ***.2001 до бессрочно. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ***.2011 к акту освидетельствования № 332 от 03-15.02.2011, истец нуждается в санаторно-курортном лечении по показаниям.

***01.2015 Пирогов Н.Д. обратился  в     ОГКУСО «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение  по профилю заболевания 1-20.8 в соответствии с медицинской справкой от 20.11.2014 № 196 (форма № 070\у-04).

Данное заявление было рассмотрено, принято на учет и зарегистрировано за порядковым номером № 26397 от 14.01.2015.

В 2015 году истец путевкой на санаторно-курортное лечение не был обеспечен.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству области.
         Во исполнение данного Соглашения 29.12.2009 между Фондом социального страхования Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области, который в настоящее время реорганизован в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

На основании п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П, обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения - Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 № 239-пр было создано Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске».

Согласно абз. 5 п. 1.1 Устава ОГКУ СО «Центр обеспечения...» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н. Срок действия справки - 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Пирогову Н.Д. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления и номером очереди.

С учетом этого, отказ в удовлетворении исковых требований Пирогова Н.Д. о возложении на  Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области,  Департамент главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Базарносызганскому району и Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п. Вешкайма отделение по Базарносызганскому району  обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год за счет средств федерального бюджета по профилю рекомендуемого лечения является правомерным.

Доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Пирогова Н*** Д*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: