Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 06.10.2016, опубликован на сайте 11.10.2016 под номером 62146, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Лёшина И.В.                                                             Дело №7-446/2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     06 октября 2016 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя акционерного общества «Ульяновскцемент» Чукмарева А*** Н*** на решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2016  года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 01.07.2016 акционерное общество «Ульяновскцемент» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

 

Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16.08.2016 указанное постановление оставлено без изменения.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, законный представитель АО «Ульяновскцемент» Чукмарев А.Н. просит вынесенные решения изменить, снизить размер назначенного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. 

 

В обоснование жалобы указывает, что обнаруженные на территории АО «Ульяновскцемент» шпалы не являются отходами производства, а используются в деятельности юридического лица для наращивания длины тупикового пути.  

В соответствии с действующим законодательством АО «Ульяновскцемент» разработало «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ЗАО «Ульяновскцемент», который был утвержден Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области 30.07.2014. Согласно проекту лом черных металлов подлежит размещению на открытой площадке, то есть  укрытие его брезентом либо оборудование навеса не являются обязательными.

 

Данные учета в области обращения с отходами юридическое лицо в соответствии с п.6 Приказа Минприроды России №721 от 01.09.2011 ведет в электронном виде, они были распечатаны и предоставлены в Росприроднадзор при проведении проверки по форме Приложений №№ 3,4 к Порядку за I-IV кварталы 2015 года, 2015 год и I квартал 2016 года. Отсутствие даты на распечатанных данных учета не является доказательством отсутствия учета отходов. Сведения об учете отходов по форме Приложения №2 к Порядку «Данные учета отходов принятые» имеют нулевые показатели, так как АО «Ульяновскцемент» не принимает отходы от третьих лиц. Факт полноты, непрерывности и достоверности подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год с отметкой о получении Управлением Росприроднадзора.

 

Считает, что указанные малозначительные недочеты не представляют существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, они приняты предприятием во внимание в целях их исключения. Ссылается на ст.2.9 КоАП РФ, предусматривающую возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. 

 

Указывает, что длительное время юридическое лицо осуществляет деятельность в условиях экономического кризиса. В первом квартале 2016 года АО «Ульяновскцемент» по результатам деятельности получило убытки в размере 71 328 млн. рублей, поэтому назначение штрафа в размере 100 000 рублей в период экономического кризиса за незначительное нарушение, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, учитывая тяжелое финансовое положение предприятия, имеет неоправданно карательный характер. Подробно позиция генерального директора АО «Ульяновскцемент» Чукмарева А.Н. изложена в жалобе.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитников юридического лица Григорьеву Т.Е. и Кравченко С.В., прихожу к выводу о том, что АО «Ульяновскцемент» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами.

 

Материалами дела установлено, что АО «Ульяновскцемент» допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, поскольку территория юридического лица, в том числе почва, частично захламлена отходами III класса опасности для окружающей среды в виде отработанных шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическим средством; поверхность временно хранящихся навалом, без тары, на открытых  площадках отходов V класса опасности в виде лома черных металлов несортированного и стружки металлической не защищена от воздействия  атмосферных осадков и ветров; не обеспечивается в полном объеме полнота, непрерывность и достоверность учета образовавшихся отходов.

 

Вина АО «Ульяновскцемент»  в совершении вмененного нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, подробно указанными в постановлении административного органа, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

 

Доводы жалобы не влекут отмену состоявшегося по делу постановления и судебного акта.

 

Доводам жалобы относительно того, что отработанные железнодорожные шпалы не являются отходом, а предназначены для дальнейшей укладки тупикового пути, судьей дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться, поскольку она основана на материалах дела и не опровергнута допустимыми и достоверными доказательствами.

 

Доводы жалобы о том, что поверхность отходов в виде лома черных металлов и стружки металлической не подлежит укрытию брезентом либо оборудованию навесом, основан на неверном толковании положений СанПиН 2.1.7.1322-03 и п. 32  Проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение ЗАО «Ульяновскцемент»,  поскольку формулировка в Проекте о хранении отходов на открытой площадке не исключает обязанности по соблюдению п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

 

Вместе с тем, в данной части из объема обвинения юридического лица подлежат исключению выводы судьи о том, что в ходе судебного разбирательства установлено, что лом черных металлов и металлической стружки размещен навалом непосредственно на почве, поскольку данное нарушение обществу не вменялось.

 

Кроме того, полагаю подлежащими исключению из объема вины юридического лица нарушение им положений Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" в части отсутствия учета принятых отходов от других лиц, поскольку материалами дела подтверждено, что  данный вид учета юридическим лицом фактически ведется, а кроме того, суду не представлено доказательств того, что АО «Ульяновскцемент» осуществляет прием отходов от других лиц.

 

Доводам жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения судьей районного суда дана надлежащая правовая  оценка, с которой следует согласиться, поскольку малозначительность может иметь место только в том случае, если совершенное лицом деяние существенным образом не нарушает охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем из материалов дела следует, что допущенные нарушения могли повлечь наступление вредных последствий в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений. 

 

Оспариваемое постановление вынесено полномочным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности и в пределах срока давности, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

 

Вместе с тем, с учетом установленных при настоящем рассмотрении жалобы обстоятельств, полагаю заслуживающими внимания доводы жалобы о наличии по делу оснований для снижения установленного санкцией ст.8.2 КоАП РФ минимального размера административного штрафа,  поскольку по делу имеются исключительные обстоятельства, характеризующие последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.

 

В соответствии с ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

 

Учитывая характер совершенного правонарушения, в том числе то, что отходы в виде железнодорожных шпал находились на земельном участке, на котором фактически они ранее и были уложены вместе с рельсами,  а также то, что неуказание в предоставленных данных учета об отходах даты не повлекло существенной угрозы охраняемым законом интересам, тяжелое финансовое положение юридического лица и принятые им меры к недопущению нарушений природоохранного законодательства, прихожу к выводу о возможности применения по рассматриваемому делу положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, назначив АО «Ульяновскцемент» наказание в размере  ниже низшего предела, установленного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

РЕШИЛ:

 

Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора от 01 июля 2016 года, решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2016 года в отношении акционерного общества «Ульяновскцемент» изменить.

Исключить из объема вины акционерного общества «Ульяновскцемент» вывод о нарушении им положений Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" в части отсутствия учета принятых отходов от других лиц.

Снизить акционерному обществу «Ульяновскцемент» размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.

Исключить из решения судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2016  года выводы о том, что в ходе судебного разбирательства установлено, что лом черных металлов и металлической стружки размещен навалом непосредственно на почве.

В остальном решение оставить без изменения.

 

Судья                                                                           В.Г. Буделеев