Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
Документ от 20.09.2016, опубликован на сайте 11.10.2016 под номером 62061, 2-я гражданская, об обязании в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                               Дело №33-4455/2016                                                        

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      20 сентября 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Трупаковой Л*** В*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования Трупаковой Л*** В*** к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании акта обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии незаконными и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить частично.

Признать акт обследования межведомственной комиссии от 21.03.2016 года жилого дома по адресу: *** незаконным.

Признать заключение межведомственной комиссии от 23.03.2016 года о признании пригодным для проживания жилого дома по адресу: *** незаконным.

В удовлетворении остальной части иска Трупаковой Лидии Васильевны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Трупаковой Л.В. - Полякова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Трупакова Л.В. обратилась в суд с иском к МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании акта обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии незаконными и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ***.

26.02.2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

На основании акта обследования от 21.03.2016 года заключением межведомственной комиссии при администрации муниципалитета ее дом был признан пригодным для проживания.

Однако, согласно акту экспертизы, составленному экспертами Ульяновской Торгово-промышленной палаты, ее дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации, поскольку он не отвечает техническим, санитарно-бытовым и противопожарным требованиям.

С учетом уточненных исковых требований просила суд признать указанный акт и заключение межведомственной комиссии незаконными и возложить на ответчика обязанность поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Трупакова Л.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части отказа в возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову участника ВОВ. Считает, что судом не дана надлежащая оценка заключению экспертизы, проведенной экспертами Торгово-промышленной палаты Ульяновской области 25.01.2016, согласно которому спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии и не может далее эксплуатироваться как жилой, а проживание и нахождение людей в доме угрожает их жизни и здоровью, а также акту оценки эксплуатационного (физического) износа №022028/1 от 26.01.2016, в соответствии с которым ее дом имеет эксплуатационный износ 78,01%. По мнению автора жалобы, отсутствие надлежаще оформленного заключения межведомственной комиссии о признании спорного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания не может являться основанием к отказу в удовлетворении ее требований о постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении.

Истица, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалами дела установлено, что Трупакова Л.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и собственником ½ доли жилого дома, площадью 38 кв.м, расположенного по адресу: ***.

26 февраля 2016 года Трупакова Л.В. обратилась в межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» с заявлением о признании принадлежащего ей жилого дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания в целях последующего признания ее нуждающейся в жилом помещении, постановки на очередь на улучшение жилищных условий и выдачи сертификата на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

21 марта 2016 года жилое помещение истицы было обследовано межведомственной комиссией администрации муниципального образования «Сенгилеевский район», о чем составлен акт № 3, а впоследствии 23.03.2016 - заключение о признании жилого дома, собственником доли которого является Трупакова Л.В., пригодным для проживания.

Полагая указанные акт обследования и заключение межведомственной комиссии незаконными, Трупакова Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании оценки собранных по делу доказательств пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.ст. 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (далее – Положение).

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия дома установленным в Положении требованиям.

Раздел III Положения устанавливает основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, а раздел IV - порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (пункт 44 Положения).

Установив в ходе судебного разбирательства, что регламентированная законом процедура оценки соответствия жилого дома Трупаковой Л.В. установленным в Положении требованиям, ответчиком не соблюдена, заключения экспертов, на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, не были предметом исследования и оценки межведомственной комиссии, тогда как имелись в распоряжении последней, осмотр дома произведен неполномочным составом межведомственной комиссии, суд первой инстанции правомерно признал незаконными акт от 21.03.2016 и заключение межведомственной комиссии от 23.03.2016.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании дома истицы непригодным для проживания у суда первой инстанции отсутствовали основания для рассмотрения по существу требований Трупаковой Л.В. о признании ее нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания является документом, подтверждающим право граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В отсутствие заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления не может произвести постановку гражданина на учет нуждающихся в жилом помещении.

Последствием признания незаконным акта обследования жилого дома истца и заключения межведомственной комиссии является повторное обследование ответчиком жилого дома по адресу: ***, и составление мотивированного заключения межведомственной комиссии, в связи с чем в целях восстановления и защиты прав истца следует возложить на администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по адресу: ***, пригодным (непригодным) для проживания, и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, с учетом результатов повторного обследования дома и имеющихся у истца актов экспертизы.

С учетом изложенного, соглашаясь с решением суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым дополнить его резолютивную часть абзацем следующего содержания: «Возложить на администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по адресу: ***, пригодным (непригодным) для проживания, и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Трупаковой Л*** В*** - без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: «Возложить на администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома по адресу: ***, пригодным (непригодным) для проживания, и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47».

 

Председательствующий

 

Судьи