Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приведение полигона ТБО в соответствии с требованиями
Документ от 23.09.2016, опубликован на сайте 28.09.2016 под номером 61829, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по содержанию полигона ТБО и приведению его в соответствие с требованиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                     Дело № 33а - 4457/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        23 сентября  2016 года

 

Судебная коллегия по  административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи  Зуевой Н.В., 

судей  Смирновой Ю.В. и  Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело  по  апелляционной жалобе  общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» на решение  Барышского  городского суда Ульяновской области  от 07 июля 2016 года по которому постановлено:

 

Иск прокурора Барышского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Запретить OOO «Фаворит» осуществлять деятельность по размещению отходов на полигоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, до получения соответствующей лицензии на данный вид деятельности, включения названного полигона в Единый государственный реестр объектов размещения отходов и передачи данного земельного участка в пользование.

В остальной части в удовлетворении иска прокурору Барышского района Ульяновской области  отказать.

Взыскать с ООО «Фаворит» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб. 

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего  решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района  Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском,  уточненным в ходе рассмотрения дела,  о признании незаконным бездействия администрации МО «Барышский район» по содержанию полигона твердых бытовых отходов, о возложении на администрацию МО «Барышский район» обязанности организовать устранение нарушений по содержанию и эксплуатации объекта размещения ТБО в соответствии с санитарными правилами, и к обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о запрете осуществления деятельности по размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на полигоне твердых бытовых отходов.

В обоснование  заявленных требований  указал, что  на территории Барышского района Ульяновской области имеется полигон твердых бытовых отходов, расположенный  в восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером ***, который с октября 2013 года кому-либо во владение и пользование не передавался, складирование ТБО на указанном полигоне производилось стихийно. С 2013 года указанный земельный участок по письменному разрешению главы МО «Барышский район» эксплуатируется ООО «Фаворит», который не имеет лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Полигон и земельный участок, на котором он находится, в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на территории Ульяновской области, не включены. Прокурорской проверкой установлены факты неконтролируемого возгорания  ТБО в результате несоблюдения правил их хранения и утилизации. ТБО, находящиеся на полигоне, не утилизированы и не изолированы слоем грунта, полигон не оборудован переносным сетчатым ограждением для предотвращения увеличения площади распространения твердых бытовых отходов, установкой для приема мусоровозов и ограждением по периметру. Администрацией МО «Барышский район» не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований на полигоне и не проведен производственный контроль, предусматривающий мероприятия по сохранению подземных и поверхностных вод.

Просил  признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район», выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, и непринятии мер по предупреждению нарушений пожарной безопасности при эксплуатации данного полигона ТБО, выразившиеся в нарушении требований пунктов 4.3, 5.1, 5.3, 5.7, 5.9, 6.4, 6.5 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16; обязать администрацию МО «Барышский район» организовать устранение нарушений по содержанию и эксплуатации объекта размещения ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, а именно: организовать обустройство на выезде из полигона контрольно-дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; организовать устройство контрольных скважин; организовать складирование ТБО только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов; организовать обеспечение полигона переносными сетчатыми ограждениями в местах разгрузки и складирования ТБО; организовать принятие мер по недопустимости самовозгорания ТБО; организовать перед закрытием полигона перекрытие последнего слоя отходов наружным изолирующим слоем  грунта; организовать разработать специальную программу (план) производственного контроля. Просил обязать администрацию МО «Барышский район» организовать содержание объекта ТБО в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01.  2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и  потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача  РФ от 30.05.2001 № 16 и запретить OOO «Фаворит» осуществлять деятельность по размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов на полигоне, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, до получения соответствующей лицензии на данный вид деятельности, включения названного полигона в Единый государственный реестр объектов размещения отходов и оформления передачи в пользование данного земельного участка.

Судом привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерство сельского  лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  ООО «Фаворит»  просит отменить принятое по делу решение. В обоснование жалобы указывает, что  общество осуществляет свою деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Барыше и частично в Барышском районе  по просьбе и   с разрешения администрации МО «Барышский район»; деятельность  по размещению отходов не  осуществляет.   Земельный участок, на котором расположена свалка, предназначен для размещения твердых бытовых отходов и находится в собственности МО «Барышский район».  Свалка функционирует с 1953 года,  другой свалки на территории МО «Барышский район» не имеется. Вывозить ТБО в  другие  районы Ульяновской области невозможно, так как это увеличивает стоимость затрат на вывоз ТБО, что приведет к прекращению деятельности по сбору и вывозу от населения г. Бырыша и самого района, что в свою очередь повлечет к социальной напряженности и отрицательно скажется на экологической обстановке в городе и районе. ООО «Фаворит» договор  аренды с администрацией МО «Барышский район» на эксплуатацию данного полигона не заключал. Все работы  на данном полигоне должен проводить собственник, либо лицо, которому его передали в аренду. ООО «Фаворит» не производит сбор и вывоз радиоактивных  отходов,  данными отходами занимается ООО «П***» из г.Ульяновска.

До рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора  Барышского  района  Ульяновской области  поступило  заявление об отзыве апелляционного представления,  в связи с  чем  апелляционное производство  по апелляционному представлению  прекращено.

В возражениях на  апелляционную  жалобу  ООО «Фаворит»  администрация МО «Барышский район» считает необходимым решение суда в части  удовлетворения требований к ООО «Фаворит» отменить.

Представители администрации МО «Барышский район»,  ООО «Фаворит», Департамента государственного имущества и земельных  отношений Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Кузоватовском районе и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

По делу установлено, что  ООО «Фаворит» осуществляет деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производств и потребления.

Согласно письменному распоряжению администрации МО «Барышский район» от 14 октября 2013 года № 758 ООО «Фаворит» разрешено использовать земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный в границах СПК «Б***» в Барышском районе Ульяновской области для временного размещения отходов производства и  потребления.

Земельный участок является объектом размещения отходов, но в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном порядке не внесен, что  является нарушением п. 7 ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статья 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно статье 2 указанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

 

В соответствии с  ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

01  июля 2016 года ООО «Фаворит» получена лицензия, по видам лицензируемой деятельности, указанным в приложении, но только на сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан юридический адрес предприятия. Однако ответчик размещает отходы на спорном полигоне.

Согласно абз. 4, 5 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

ООО «Фаворит» размещает отходы производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером *** более одиннадцати месяцев и осуществляет деятельность по  размещению отходов IV класса опасности на полигоне ТБО без соответствующей лицензии.

Доводы  апелляционной   жалобы ООО «Фаворит»  о том, что общество не размещает отходы на полигоне, опровергаются    постановлениями о привлечении Общества и  его директора к административной  ответственности за нарушение требований природоохранного законодательства, несоблюдение  экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе за  размещение  ТБО  без лицензии.

Ссылка в апелляционной жалобе  на то, что,  удовлетворяя требования о прекращении  деятельности общества,  суд не учел общественные интересы и требования  экологического  законодательства,   является несостоятельной.

Статьей  1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения. В данном случае имело место  размещение ООО «Фаворит»    отходов без  соответствующей лицензии.

Довод апелляционной жалобы  ООО «Фаворит» о том, что общественно не является ни собственником, ни владельцем, ни пользователем, ни арендатором  земельного участка, на котором  расположена свалка, не опровергает  правильных по существу выводов суда, поскольку, как  указано выше, ООО «Фаворит» фактически осуществляло эксплуатацию объекта - свалки, имея при этом договоры с юридическими  и физическими лицами на вывоз  отходов и получая прибыль от своей деятельности.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Барышского  городского  суда Ульяновской области от  07 июля   2016  года оставить без изменения, а  апелляционную  жалобу  общества с ограниченной ответственностью  «Фаворит» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: