Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд
Документ от 16.08.2016, опубликован на сайте 24.08.2016 под номером 61013, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                          Дело № 33а-3855/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           16 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В., 

судей Подгорновой О.С., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2016 года,  по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области к Султаншину Д*** Р*** о взыскании задолженности по страховым взносам и пени отказать.

 

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, УПФ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Султаншину Д.Р. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Заявление мотивировано тем, что Султаншин Д.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 мая 2014 года по 30 декабря 2014 года.

Поскольку в 2014 году Султаншин Д.Р. получил доход от предпринимательской деятельности в сумме 600 000 руб., размер страховогог взноса за 2014 год для него определялся в соответствии с пп.2 п.1.1 ст.14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и с дохода, превышающего 300 000 руб., за период с 01 января 2014 года по 30 декабря 2014 года составил 3000 руб.

Султаншину Д.Р. начислены пени на недоимку за период с 02 апреля 2015 года по 18 сентября 2015 года в сумме 140 руб. 25 коп.

В адрес должника было направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 18 сентября 2015 года со сроком исполнения до 09 октября 2015 года, которое на день обращения в суд ответчиком не исполнено.

В связи с изложенным, административный истец просил взыскать с Султаншина Д.Р. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 3000 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в сумме 140 руб. 25 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом не учтено, что доход ответчика превышал 300 000 руб., и основанием для начала процедуры взыскания задолженности в отношении уплаты страховых взносов с такого дохода является информация налоговых органов о размере дохода.

Ранее УПФ были рассчитаны и взысканы страховые взносы при доходе ответчика, не превышающем 300 000 руб.

Вопрос о начале исчисления сроков для взыскания задолженности при сумме дохода, превышающей 300 000 руб. судом не исследовался. Информацией о доходе Султаншина Д.Р. за 2014 год на 15 января 2015 года УПФ обладать не могло, поскольку налоговая декларация представляется плательщиками НДФЛ в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего   за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы, в свою очередь, направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов не позднее 15 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация налоговых органов о размере дохода ИП Султаншина Д.Р. была представлена в отделение ПФР по Ульяновской области Управлением ФНС по Ульяновской области только 06 июля 2015 года, в электронном виде, в составе общей информации по всем индивидуальным предпринимателям. Именно с этой даты начали течь сроки начала процедуры взыскания задолженности, исходя из суммы дохода, превышающей 300 000 руб. Срок для направления требования и для обращения с иском в суд административным истцом пропущен не был.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебную коллегию не явились. В силу ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Султаншин Д.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 мая 2014 года по 30 декабря 2014 года.

18 сентября 2015 года УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска направило Султаншину Д.Р. требование об уплате страховых взносов и пеней от 18 сентября 2015 года со сроком исполнения до 09 октября 2015 года.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом как срока направления требования, так и срока на обращение в суд с иском, указав, что недоимка по страховым взносам образовалась 15 января 2015 года (по истечении 15 календарных дней с момента прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя).

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с настоящим административным иском не соглашается в связи со следующим.

На основании ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 этого Федерального закона.

Исходя из содержания ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию является фиксированным и исчисляется по правилам, зависящим от того, превышает либо нет доход плательщика за расчетный период 300 000 руб.

Согласно ч. 8 ст. 14 названного Закона в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (подп. 1).

На основании ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п. 1).

В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п. 3).

По правилам ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона.

На основании части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из искового заявления и расчета страховых взносов, административный истец заявил требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пени с дохода Султаншина Д.Р. за 2014 год, превысившего 300 000 руб.

Рассматривая дело в упрощенном порядке и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска по причине пропуска срока, суд не предложил административному истцу представить доказательства получения от налоговых органов сведений о размере дохода Султаншина Д.Р. за 2014 год и срока предоставления налоговым органом этих сведений, и не разъяснил последствия не совершения данных процессуальных действий.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое судом решение.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что принятое судом первой инстанции в предварительном судебном заседании решение об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение суда первой инстанции о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, поскольку обжалуемое решение суда было вынесено в предварительном судебном заседании без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела.

Приведенную правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации на основании части 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  следует применить по аналогии и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции не устанавливались, обжалуемое решение суда было вынесено в судебном заседании без исследования фактических обстоятельств дела.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2016 года отменить.

Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

 

Председательствующий                                                            

 

Судьи: