Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействияказенного учреждения, УФСИН
Документ от 16.08.2016, опубликован на сайте 01.09.2016 под номером 61007, 2-я гражданская, о понуждении к устранению нарушений норм действующего законодательства, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Лёшина И.В.                                                                Дело № 33а-3614/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  16 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Подгорновой О.С.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 апреля 2016г., по которому постановлено:

 

Исковые  требования Ульяновского прокурора  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,   в  защиту прав  неопределенного круга лиц,  к     Федеральному казенному учреждению  «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области  о признании незаконным бездействия, о  возложении обязанности по устранению нарушений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области в части непринятия мер к обеспечению надлежащего материально-бытового обеспечения.

Обязать   Федеральное  казенное  учреждение   «Исправительная колония №2 УФСИН России по Ульяновской области»   в течение шести месяцев со дня вступления  данного решения в законную силу выполнить в учреждении мероприятия в целях устранения нарушений,   а  Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить  выполнение мероприятий в целях устранения нарушений, а именно:

- провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений заданий штаба и отдела охраны; а также зданий, в которых расположены штрафной изолятор; помещение камерного типа,  банно-прачечный комбинат и административного здания для сотрудников исправительного учреждения, расположенных в жилой зоне осужденных,   

- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях отрядов №№ 3,10, СУОН,

- оборудовать здание церкви (храма), швейный участок системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а также автоматической сигнализацией;

- обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкций светильников в помещениях медицинской части, отрядах №№ 2, 4, 10, СУОН, клубе, производственных участках, спортзале;

Установить двери помещений в клубе, продовольственном складе, пекарне с соблюдением противопожарных требований.

Взыскать в равных долях с   Федерального  казенного  учреждению   «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Ульяновской области» и Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области    государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Город Новоульяновск» в размере 300 руб., по 150 руб. с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области Гасанова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Николаевой Н.А., считающей решение суда законным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд   в  защиту прав  неопределенного круга лиц с иском   к  Федеральному казенному учреждению  «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) и   Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области (далее УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере материально-бытового обеспечения.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки  за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области были выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства.    

Так, в нарушение требований ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области в данном исправительном учреждении:

- не проводится проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений всех зданий с составлением соответствующих актов;

- автоматическая пожарная сигнализация в помещениях отрядов №№ 3,10 и отряда со строгими условиями отбывания наказания (СУОН) находится в неисправном состоянии;

- здание церкви (храма), швейный участок не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а также автоматической сигнализацией;

- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкций светильников (в помещениях медицинской части, отрядах №№ 2,4,10, СУОН, клубе, производственных участках, спортзале);

-  двери помещений в клубе, продовольственном складе, пекарне установлены с нарушением противопожарных требований.

Указанные нарушения противоречат требованиям Конституции РФ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также иным нормам закона. 

В связи с  этим прокурор просил  признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по надлежащему материально-бытовому обеспечению;  обязать ответчиков  в 6-ти месячный срок принять исчерпывающие меры к устранению вышеприведенных нарушений законов и обеспечить надлежащее материально-бытовое обеспечение, а также обеспечить безопасность работников и иных лиц:

- провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений зданий штаба и отдела охраны; а также зданий, в которых расположены штрафной изолятор; помещение камерного типа,  банно-прачечный комбинат и административного здания для сотрудников исправительного учреждения, расположенных в жилой зоне осужденных,   

-привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях отрядов №№ 3,10, СУОН,

- оборудовать здание церкви (храма), швейный участок системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а также автоматической сигнализацией;

- обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкций светильников в помещениях медицинской части, отрядах №№ 2,4,10, СУОН, клубе, производственных участках, спортзале;

-  установить двери помещений в клубе, продовольственном складе, пекарне с соблюдением противопожарных требований.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда. Указывает на то, что УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с Положением, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015г. № 518, является участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

УФСИН России по Ульяновской области в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

В связи с этим возложение на УФСИН России по Ульяновской области обязанности обеспечить выполнение ФКУ ИК-2 мероприятий в целях устранения нарушений требований противопожарной безопасности, противоречит вышеприведенным положениям законодательства. Данная обязанность является неконкретизированной. УФСИН России по Ульяновской области осуществляет лишь доведение бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) до учреждения.  В связи с этим УФСИН России по Ульяновской области просило суд изложить абзац 3 резолютивной части решения суда в иной редакции, указав, что на УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить доведение бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) до ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.

Также Управление не согласно с решением суда в части возложения на него расходов по госпошлине, поскольку в соответствии с п. 19.ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, к которым относится УФСИН России по Ульяновской области, освобождаются от её уплаты.

В судебное заседание не явился представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.  

В ходе рассмотрения дела установлено, что в ходе проверок,  проведенных в сентябре 2015 г. Ульяновской прокуратурой  по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,   в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области  выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно:  Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».   

27.10.2015 г. в адрес руководителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области и.о.Ульяновского прокурора было внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе,  в области противопожарной безопасности.

Из справки Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ульяновской области от 08.02.2016 года, в ходе совместно проведенной проверки, в ФКУ ИК-2  выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

-автоматическая пожарная  сигнализация в отрядах №№ 2, 10, СУОН находится в неисправном состоянии,

- помещения храма не защищены установкой автоматической пожарной сигнализацией, не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара,

- помещения швейного участка не защищены установкой автоматической пожарной сигнализации,

- на швейном участке не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара 2 типа.

Вышеперечисленные нарушения противоречат требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, приказу МЧС РФ от 20.06.2003 N 323  «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)».

Данные нарушение не устранены до настоящего времени.

Учитывая положения действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности. 

Вместе с тем возложенная судом на УФСИН России по Ульяновской области  обязанность обеспечить выполнение ФКУ ИК-2 мероприятий в целях устранения нарушений требований противопожарной безопасности,  не конкретизирована.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, является юридическим лицом - получателем бюджетных средств.

Согласно п. 4.1 Устава ФКУ ИК-2,  управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области и руководство Учреждения.

УФСИН России по Ульяновской области в отношении Учреждения осуществляет, в том числе, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3 Устава ФКУ ИК-2).

УФСИН России по Ульяновской области в соответствии с п. 4 Положения, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015г. № 518, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Учитывая вышеизложенное,  обеспечение УФСИН России выполнение ФКУ ИК-2 мероприятий в целях устранения нарушений в области противопожарных требований заключается в доведении до ФКУ ИК-2 бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств). 

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым изложить абзац 3 резолютивной части решения суда в иной редакции, конкретизировав возложенную на УФСИН России по Ульяновской области обязанность.

Решение суда в части взыскания с УФСИН России по Ульяновской области госпошлины подлежит отмене, поскольку в соответствии с п. 19.ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, к которым относится УФСИН России по Ульяновской области,  освобождаются от её уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2016г. в части взыскания с УФСИН России по Ульяновской области госпошлины отменить.

Изложить абзац 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Обязать   Федеральное  казенное  учреждение   «Исправительная колония №2 УФСИН России по Ульяновской области»   в течение шести месяцев со дня вступления  данного решения в законную силу выполнить в учреждении мероприятия в целях устранения нарушений,   а  Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить  выполнение мероприятий в целях устранения нарушений путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) до ФКУ ИК-2», а именно:».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: