Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 19.07.2016, опубликован на сайте 05.08.2016 под номером 60660, 2-я гражданская, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Нефёдов О.Н.                                                                     Дело № 33а-3204/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        19 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ульяновского областного суда от 07 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Т Плюс» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (обращение о чем в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 21 апреля 2015 г.) удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер ***, общей площадью 1421 кв.м, расположенного по адресу: Ул***, г. У***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. – 6 400 000 рублей.

Взыскать с публичного акционерного общества «Т Плюс» расходы по производству экспертизы в пользу федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы – 15 249 рублей.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения представителей ПАО «Т Плюс» Максимовой Е.Ю. и Кучановой Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

ПАО «Т Плюс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка площадью 1421 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: У***, г.У*** на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Иск мотивировало тем, что является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 установлена в  размере 6 640 646,09 руб. Согласно отчету об оценке, выполненному ООО «Беркшир Адвайзори Групп», рыночная стоимость земельного участка на ту же дату составляет 851 937 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, поскольку налоговой базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, что влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе оспорить в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

Уточнив заявленные требования, ПАО «Т Плюс» просило определить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года равной его рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, – 6 400 000 руб.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить, отказать в удовлетворении иска.

Жалоба мотивирована тем, что ПАО «Т Плюс» является плательщиком земельного налога, который исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка.  В соответствии с абз.5 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» в случае установления новой кадастровой стоимости ПАО «Т Плюс» приобретает право на перерасчет земельного налога за период с 01 января 2016 года. Поскольку земельный налог подлежит зачислению в местный (городской) бюджет в объеме 100%, изменение кадастровой стоимости земельного участка приведет к снижению доходности местного бюджета и, тем самым, нарушению прав муниципального образования «город Ульяновск».

 

В возражении на апелляционную жалобу ПАО «Т Плюс» соглашается с выводами, сделанными судом в решении, и просит оставить его без изменения.

 

Представители Правительства Ульяновской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ФГБУ ФКП Росреестра, Территориального управления Росимущества в Ульяновской области в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом. На основании положений части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

 

Проверив материалы дела, обсудив довод апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости –юридическими лицами; в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – физическими лицами, - если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. 

 

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

 

Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 

Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта недвижимости и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертиза отчета об оценке объекта недвижимости проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).

 

Поскольку положения отчета об оценке содержали неясности, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу на предмет определения рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2011 года.

Согласно заключению ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы *** от 23 марта 2016 г., рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составила 6 400 000 руб.

 

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

 

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (в данном случае это – 21 апреля 2015 г.).

 

В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение соответствует требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.

 

Довод апелляционной жалобы не может повлечь отмену решения суда, так как этот довод не основан на нормах права и не опровергает выводов, сделанных судом в решении.

 

Защита нарушенного (или оспариваемого) права лица, в том числе путем пересмотра кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату, когда она была установлена, не может быть поставлена в зависимость от доходности бюджета муниципального образования.

 

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского областного суда от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        Судьи: