Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья ребенку-сироте
Документ от 19.07.2016, опубликован на сайте 10.08.2016 под номером 60611, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору займа специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                    Дело № 33-3521/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  19 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой Е.В., Фоминой В.А.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Дьяконова А*** Ю*** жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство) в г.Инза Ульяновской области. 

Правительство Ульяновской области, орган опеки и попечительства администрации МО «Инзенский район»  от гражданско-правовой ответственности освободить.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в интересах Дьяконова А.Ю., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Инзенский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма  специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Дьяконов А.Ю., ***1993 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его родители – Д*** Ю.А. и Т.И. решением Инзенского районного суда от 20.02.2008  лишены родительских прав. В настоящее время Дьяконов А.Ю. проживает по адресу: ***, в доме своей тети Г*** Н.В., другого жилья на праве собственности  либо по договору социального найма не имеет. Постановлением главы Инзенского района Ульяновской области  от 17.12.2007 за Дьяконовым А.Ю.  было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.З***а, ул.С***, однако 19.03.2010 решением комиссии ответчика установлен факт невозможности проживания  истца в данной квартире. Постановлением главы администрации Инзенского района Ульяновской области от 05.04.2010 Дьяконов А.Ю. поставлен на регистрационный учет в целях обеспечения жилым помещением. Просил обязать ответчиков обеспечить Дьяконова А.Ю. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Инза.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П,  Дьяконов А.Ю. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Инзенского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие Дьяконова А.Ю., Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Инзенский район», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Дьяконов А.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: его родители – Д*** Ю.А. и Т.И. решением Инзенского районного суда от 20.02.2008  лишены родительских прав.

Постановлением главы Инзенского района Ульяновской области от 17.12.2007 за Дьяконовым А.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: ***.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 19.03.2010 установлен факт невозможности проживания истца в данной квартире, он включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Поскольку жилье Дьяконову А.Ю. до настоящего времени не предоставлено, прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора в интересах Дьяконова А.Ю., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Дьяконов А.Ю., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, выявлен  в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории г. Инзы Ульяновской области, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в указанном муниципальном образовании.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылки в жалобе на возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Дьяконова А.Ю. специализированным жильем.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.04.2016 № 7/141-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П»  в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» внесены изменения: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом «промышленности», в связи с чем в решении суда необходимо указать наименование  ответчика – «Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области».

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении наименование ответчика – «Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области».

 

Председательствующий

 

Судьи: