Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по п. "д" ч.2 ст.111 УК РФ оставлен без изменения
Документ от 25.05.2016, опубликован на сайте 22.07.2016 под номером 60476, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. д, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

Дело № 22-979/2016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

 25 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего Максимова М.Н.,         

судей           Геруса М.П., Панкрушиной Е.Г.

при секретаре Кузине Д.Г.,

с участием прокурора  Овчинниковой О.И.,

осужденного Кузовова П.А. и его защитника – адвоката Сухова Н.Ю.,

потерпевшего Г***ва Р.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе адвоката Сухова Н.Ю. на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 апреля 2016 года, которым

 

КУЗОВОВ  П*** А***,

*** несудимый,

 

осужден по п. «д» ч. 2 ст.111 УК РФ к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Мера пресечения Кузовову П.А. с подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда, срок наказания исчислен с 7 апреля 2016 года.

Постановлено взыскать с Кузовова П.А. в пользу потерпевшего Г***ва Р.Я.  компенсацию  морального вреда в размере 450 000 рублей, в возмещение материального  ущерба, причиненного преступлением, – 49 790,50 рублей, а также процессуальные издержки, связанные с выплатой вознаграждения представителю, в  размере 120 000 руб.

Постановлено взыскать с Кузовова П.А. в доход  федерального  бюджета процессуальные издержки в размере 9660 рублей,  связанные с выплатой вознаграждения  адвокату за  защиту в ходе предварительного следствия.

Апелляционное представление государственным обвинителем отозвано в соответствии с ч. 3 ст. 389-8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

Выслушав доклад председательствующего, выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Кузовов П.А. признан  виновным в умышленном причинения тяжкого вреда здоровью Г***ва Р.Я., повлекшего за собой психическое расстройство, совершенном из хулиганских побуждений.

Преступление совершено *** мая 2015 года в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе адвокат Сухов Н.Ю. в интересах осужденного оспаривает приговор, указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии конфликта между осужденным и потерпевшим, противоречивость показаний  потерпевшего и его родственников, препятствующую, по мнению защиты, признанию  показаний достоверными. Обращает внимание, что в заключениях судебно-медицинской и комиссионной судебно-психиатрической экспертиз не содержится сведений о том, как могло повлиять на развитие психического расстройства Г***ва Р.Я. его самовольное  оставление  медицинского  учреждения.  В приговоре не мотивирован размер компенсации морального вреда, взысканной с Кузовова П.А. Просит отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

В суде апелляционной инстанции осужденный  и его  защитник поддержали доводы апелляционной жалобы, просив не отменять приговор, а переквалифицировать действия осужденного на ст. 118 УК РФ; прокурор и  потерпевший  возражали  по доводам  жалобы.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной  жалобы, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности осужденного в совершении преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, которым суд в соответствии со статьей 88 УПК РФ дал в приговоре надлежащую оценку.

Доводы осужденного об  отсутствии  умысла  на причинение вреда здоровью и хулиганского мотива  совершения преступления тщательно проверялись судом  первой инстанции и  обоснованно отвергнуты.

Так, судом верно признаны допустимыми и достоверными показания  потерпевшего  Г***ва Р.Я.,  согласно которым  *** мая 2015  года он в дневное  время прогуливался по скверу  *** ***  на улице *** г. Ульяновска.  Навстречу ему вышел осужденный, который, поравнявшись с ним, не говоря ни слова, беспричинно, нанес ему сильнейший удар кулаком в лицо. От удара он потерял сознание и упал, ударившись головой   об асфальт. Придя в себя, понял, что лежит на асфальте в луже крови. К нему подошла женщина, которая помогла ему встать, а также вызвала скорую помощь и полицию. Причина  нанесения удара  ему неизвестна,  конфликта с осужденным не было, в разговор они не вступали,  Кузовов у него ничего не требовал. В результате он получил черепно-мозговую травму,  находился на стационарном лечении. После случившегося его мучают головные боли, нарушились сон и память.

Показания потерпевшего об обстоятельствах совершения преступления  детально  согласуются  с показаниями   очевидца   случившегося –  свидетеля  М***ой А.В., подтвердившей, что удар был нанесен осужденным внезапно,   молча,  беспричинно. Происшествие было в дневное время, в людном месте. В сквере в тот момент гуляли люди, играли дети. Удар был  нанесен со  значительной силой.

Каких-либо существенных противоречий в показаниях указанных лиц как между собой, так и с показаниями других свидетелей, которые ставили бы под сомнение  их достоверность, вопреки доводам  защиты, не имеется. Основания для оговора  осужденного не установлены.

Также вина Кузовова подтверждается другими доказательствами,  исследованными судом и  приведенными в приговоре.

Так, согласно заключениям судебно-медицинской экспертизы № ***д и судебно-психиатрической экспертизы № *** потерпевшему Г***ву была причинена закрытая черепно-мозговая травма, выразившаяся в ушибе головного мозга, субарахноидальном кровоизлиянии, ушибленных ранах в области верхней губы и в затылочной области. Указанная  черепно-мозговая травма образовалась  не менее  чем от двух травматических воздействий: в область лица и в область затылочной части головы. Последствием черепно-мозговой травмы явилось психическое расстройство в виде посткоммоционного синдрома. В связи с этим  вред здоровью, причиненный  потерпевшему, экспертами отнесен  к тяжкому.

Вопреки доводам защиты, при производстве судебно-психиатрической   экспертизы в распоряжении экспертов имелись и были приняты во внимание сведения о кратковременном (на несколько часов) оставлении  лечебного  учреждения потерпевшим. Однако экспертами сделан бесспорный вывод о том, что психическое расстройство у потерпевшего развилось именно в результате  полученной черепно-мозговой травмы.

Согласно вышеприведенному заключению судебно-медицинской  экспертизы все травматические воздействия в область головы потерпевшего  принимали участие в образовании черепно-мозговой травмы, поэтому момент потери сознания потерпевшим (во время удара  кулаком или после падения)  существенного значения  для дела не имеет. В  связи с этим доводы  защиты о противоречиях  в показаниях потерпевшего в указанной части  не могут являться основанием для отмены либо изменения приговора.

Таким образом, оценив исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела, проверив версию осужденного, выдвинутую в свою защиту, и опровергнув её, суд обоснованно признал его виновным в совершении преступления, дав его действиям надлежащую юридическую оценку.

Вопреки доводам защиты,  суд верно квалифицировал действия  осужденного именно как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений.

О наличии умысла на причинение тяжкого вреда здоровью  указывают действия осужденного, выразившиеся в нанесении со значительной силой удара  потерпевшему в область расположения жизненно-важных органов: в голову. О значительности силы удара в своих показаниях сообщил потерпевший Г***в, а также, вопреки доводам защиты, и свидетель  М***ва. Кроме того, об этом  объективно свидетельствует то, что после нанесения удара потерпевший мгновенно упал на асфальт, не успев при этом сгруппироваться, выставить руки либо иным образом принять меры к самосохранению, в результате чего ударился  головой. В  этой  связи оснований для  переквалификации действий  Кузовова на  ч. 1 ст. 118 УК РФ не имеется.

Также в действиях осужденного судом верно установлен хулиганский мотив  совершения преступления, поскольку действия Кузововым были совершены  беспричинно, в отношении  незнакомого  человека, в дневное время, в людном месте и свидетельствовали о явном неуважении к обществу, противопоставлении себя окружающим.

Доводы осужденного о том, что в силу сильного алкогольного опьянения  он не помнит и не может объяснить причину поступка, не  опровергают  выводы суда  о наличии хулиганского мотива.

В ходе предварительного расследования не допущено нарушений закона, влекущих изменение  либо отмену приговора.

Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении всех основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Ущемления прав осуждённого, в том числе права на защиту, допущено не было. Все заявленные ходатайства разрешены судом в соответствии с требованиями закона. Нарушения принципов состязательности и равноправия сторон в судебном заседании не допущено.

Обвинительный приговор соответствует требованиям статей 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, приведены причины, по которым одни доказательства приняты судом, а другие отвергнуты, мотивированы выводы относительно квалификации преступления и назначения наказания.

Наказание  осужденному назначено с учетом требований Общей и Особенной частей УК РФ, всех значимых по делу обстоятельств, в том числе характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденного, влияния наказания на  его исправление и условия жизни его семьи, а также смягчающих наказание обстоятельств.

У судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в правильности выводов суда о необходимости назначения  осужденному наказания в виде реального лишения свободы,  об отсутствии оснований для применения положений статей 64, 73 УК РФ, изменения категории преступления на менее тяжкую.

Назначенное является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для его снижения не имеется.

Гражданский иск  разрешен судом с учетом  требований гражданского  законодательства. Вопреки доводам защиты, размер компенсации морального вреда   определен судом с учетом материального положения осужденного, степени   нравственных и  физических страданий, перенесенных  потерпевшим, соответствует  принципам  соразмерности и справедливости.  Выводы суда в этой части полно и убедительно мотивированы в приговоре. Оснований для снижения размера компенсации  судебная коллегия  не усматривает.

Руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28 и 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 апреля 2016 года в отношении Кузовова П*** А*** оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: