Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выдаче разрешения на строительство
Документ от 12.07.2016, опубликован на сайте 26.07.2016 под номером 60431, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, обязании выдать разрешение на строительство, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                 Дело № 33а-3132/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        12 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

Заявление  Камальдинова Р*** Т*** -  удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации города Ульяновска от 28.01.2016  в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке ***  по ул. ***.

Обязать администрацию города Ульяновска выдать Камальдинову Р*** Т*** разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке *** по ул. ***.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения Камальдинова Р.Т., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Камальдинов Р.Т. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ульяновска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.

 

Иск мотивировал тем, что 09 июня 2011 года приобрел в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: ***; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. Собрав необходимые документы, он обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. Письмом от 28 января 2016 года в выдаче разрешения на строительство ему отказано, поскольку, согласно карте градостроительного зонирования и статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок находится в зоне Р2, в перечне видов разрешенного использования которой индивидуальные жилые дома не указаны.

С данным отказом он (истец) не согласен. Полагает, что наименование вида разрешенного использования для зоны Р2 может быть детализировано в соответствии с Расширенным перечнем объектов для размещения в  составе территориальных зон (Приложение 1), в который включены жилые объекты – индивидуальные жилые дома.  Кроме того, что в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок указан вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, обременений (ограничений) права не зарегистрировано.

 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит решение суда отменить как постановленное с существенным нарушением норм материального права.

Жалоба мотивирована тем, что отказ в выдаче Камальдинову Р.Т. разрешения на строительство является правомерным, поскольку земельный участок расположен в зоне Р2, в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков индивидуальные жилые дома не поименованы. Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом и могут быть обжалованы в судебном порядке, в том числе в отношении конкретных земельных участков, что административным истцом сделано не было.

Судом не учтено, что собственник, чьи права нарушены невозможностью строительства в связи с отнесением его земельного участка к иной категории земель, не лишен права заявлять требования о выкупе у него земельного участка.

Указывает, что задача органов местного самоуправления при разработке Правил землепользования и застройки состоит в обеспечении баланса интересов собственников земельных участков и публичных интересов, связанных с развитием территории муниципального образования, охраны окружающей среды и т.д.

 

В возражениях на жалобу Камальдинов Р.Т. не соглашается с доводами администрации г.Ульяновска и просит решение суда оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04 июля 2011 года, серии ***, Камальдинов Р.Т. на основании договора купли-продажи от 09 июня 2011 года, является собственником земельного участка площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: ***.

 

Земельный участок не застроен, согласно пояснениям истца, фактически используется под огородничество. 

 

Истец обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

28 января 2016 года за *** главой администрации города истцу был дан письменный отказ в выдаче разрешения на строительство. В обосновании отказа было указано, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, данный земельный участок расположен на территории озеленения санитарно-защитных зон. Согласно карте градостроительного зонирования, статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» в редакции от 23 июля 2014 года №91, земельный участок располагается в зоне Р-2, где в перечне основных и условно разрешенных видов использования земельных участков индивидуальные жилые дома не поименованы.  В связи с этим зона допустимого размещения объекта отсутствует.

 

При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку постановлением главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 13 сентября 1994 года земельный массив 17,0 га пашни был изъят из земель АОЗТ «Красноярское» и предоставлен ТОО «Индовое» в постоянное пользование под жилищное строительство,  в дальнейшем членам ТОО «Индовое» земельные участки предоставлялись в собственность для жилищного строительства,  то вхождение в 1997 году территории Чердаклинского района в состав территории города Ульяновска не может ограничивать право истца на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.

 

С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку суд первой инстанции не дал в решении никакой правовой оценки доводу истца о возможности выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома при  вхождении его земельного участка в зону Р2 – Зона зеленых насаждений общего пользования, не предусматривающую такого вида разрешенного использования, как индивидуальные жилые дома.

 

Вместе с тем материалами дела установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами,  что в силу статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» от 13 октября 2004 года (с последующими изменениями), земельный участок  истца входит в зону Р2, то есть в зону зеленых насаждений общего пользования.

 

Данная зона, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства.   Правила предусматривают для данной зоны 8 основных видов разрешенного использования и 4 вспомогательных вида разрешенного использования.

 

Индивидуальное жилищное строительство не поименовано в видах разрешенного использования.

 

Наименование вида разрешенного использования, указанное для данной территориальной зоны, может быть детализировано в соответствии с Расширенным перечнем объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение 1).

 

Указанный расширенный перечень объектов для размещения в составе территориальных зон предусматривает детализацию именно разрешенного вида использования, а не произвольного применения этого перечня к любой территориальной зоне.

 

Поскольку зона Р2 не предусматривает индивидуального жилищного строительства, то оснований применять Расширенный перечень объектов для размещения  в составе зоны для не предусмотренного вида использования у администрации города Ульяновска, а также у суда первой инстанции, не имелось.

 

Судом первой инстанции не были учтены требования норм градостроительного и земельного законодательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004 (с последующими изменениями), регламентируют градостроительную деятельность по развитию территорий. Данные Правила являются нормативным правовым актом, так как рассчитаны на неоднократное применение и влекут юридические последствия для неопределенного круга лиц.

 

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

 

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

 

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

 

В нарушение указанных норм права, суд первой инстанции обязал ответчика выдать истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома, которое не будет соответствовать градостроительному регламенту, в силу чего будет являться незаконным.

 

Давая правовую оценку отказу в выдаче разрешения на строительство от 28 января 2016 года ***, судебная коллегия учитывает, что отказ главы администрации города Ульяновска выдан в письменной форме, является мотивированным, соответствует полномочиям, предусмотренным Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 

Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для признания отказа администрации города в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным.

 

В силу изложенного решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

 

Истец, являясь собственником земельного участка, входящего в зону Р2, не лишен возможности оспорить Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», Генеральный план города Ульяновска в части, его касающейся, по правилам Главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2016 года отменить, вынести новое решение, по которому в удовлетворении заявления Камальдинова Р*** Т*** о признании незаконным отказа администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке *** – отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: