Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 28.06.2016, опубликован на сайте 04.07.2016 под номером 59944, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения и возложении бязанности обеспечить специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения в г. Барыше, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                                   Дело № 33-3060/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   28 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Смирновой Е*** О***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Барыше  Ульяновской области признать незаконным. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Смирнову Е*** О***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Барыше Ульяновской области

В иске к Управлению образования МО «Барышский район» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Смирновой Е.О. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Барыше Ульяновской области и возложении обязанности обеспечить Смирнову Е.О. специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Барыше, Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Смирнова Екатерина Олеговна, *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Родители  Смирновой Е.О. – К*** А.Н. и С*** О.В. были лишены родительских прав в отношении дочери решениями Барышского городского суда Ульяновской области  от ***.2008 от ***2012 соответственно.  

В настоящее время Смирнова Е.О. проживает по адресу: ***. Согласно справкам, предоставленным Барышским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Барышским филиалом ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИ и ЗО МО «Барышский район» Смирнова Е.О. собственником либо нанимателем по договору социального найма жилых помещений,  равно как и членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является.

Смирнова Е.О. на момент прокурорской проверки достигла совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включена, обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения в городе Барыше Ульяновской области в уполномоченный орган, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Барыше Ульяновской области и возложить обязанность обеспечить специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Барыше, Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение истице не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Смирновой Е.О. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые наравне с ней подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Смирнова Е.О. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Смирнова Е.О. относится  к числу  детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Барышского городского суда от ***еля 2008 года  мать истицы К*** Н.А. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Смирновой Е.О., а решением Барышского городского суда от *** 2012 года родительских прав в отношении несовершеннолетней Смирновой Е.О. был лишен и её отец С*** О.В.

Согласно постановлению Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от ***.2012 за № *** за Смирновой Е.О. какое либо жилое помещение не закреплялось.

В настоящее время Смирнова Е.О. фактически проживает без регистрации, по адресу: ***. Согласно справкам, предоставленным Барышским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Барышским филиалом ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИ и ЗО МО «Барышский район» Фадеева О.Ю.  собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступала.

На основании постановления  Главы администрации  МО «Барышский район» от ***.2012 № ***  Смирнова Е.О.  поставлена на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в жилом помещении. 

***.2014 Смирнова Е.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Смирнова Е.О.  не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Смирновой Е.О. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истицы на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает ее права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: