Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осужден по ч.2 ст.330 УК РФ
Документ от 15.06.2016, опубликован на сайте 20.06.2016 под номером 59711, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 330 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                    Дело №22-1102/2016

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                 15 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кислицы М.Н.,

судей Львова Г.В., Басырова Н.Н.,

при секретаре Лавренюк О.Ю.,

с участием: осужденного Михеева А.Ю., адвоката Осиповой Е.В., потерпевшего С*** Н.Г., его представителя адвоката Батуринец И.Н., прокурора Чашленкова Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционными жалобами адвоката Доронова А.А. в интересах осужденного Михеева А.Ю., потерпевшего С*** Н.Г. и его представителя Батуринец И.Н., апелляционным представлением государственного обвинителя Хамидуллина М.Р. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 26 апреля 2016 года, которым

МИХЕЕВ  А***  Ю***,

***, несудимый,

осужден по ч.2 ст.330 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

На Михеева А.Ю. возложены обязанности: в срок не позднее 10 суток со дня вступления приговора в законную силу явиться в территориальный орган уголовно-исполнительной системы по месту осуждения – УФСИН России по У*** области для получения предписания к месту отбывания наказания; следовать к месту отбывания наказания за счет средств государства самостоятельно в порядке, установленном ст.75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Срок отбывания наказания постановлено исчислять со дня прибытия в колонию-поселение. В срок отбывания наказания зачесть время следования к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, врученным Михееву А.Ю. указанным территориальным органом уголовно-исполнительной системы.

Принято решение в отношении  вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Михеева А.Ю. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме *** рублей.

Исковые требования С*** Н.Г. удовлетворены частично. Постановлено взыскать с Михеева А.Ю. в пользу С*** Н.Г. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, *** рублей. 

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В.,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Михеев А.Ю. осужден за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом и иным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, совершенное с применением  насилия и угрозой его применения.

Деяния имели место в период времени  с 12 часов 15 минут 19 октября 2015 года  до 16 часов 40 минут 27 октября 2015 года в г.С*** С*** области и в г.Д*** У*** области,  при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционных жалобах (дополнениях к ним):

- адвокат Доронов А.А. просит исключить из осуждения Михеева А.Ю. по ч.2 ст.330 УК РФ нанесение удара С*** Н.Г. 23 октября 2015 года, неправомерное завладение ключами и документами на автомобиль, нанесение ударов кулаком в лицо, удары ногой в живот и в бедро С*** Н.Г. 27 октября 2015 года.  В обоснование свой просьбы ссылается: на показания С*** Н.Г. и Т*** Н.Г. по обстоятельствам действий Михеева А.Ю. 23 октября 2015 года, а также показания свидетелей О*** В.Я. и С*** М.Б.  Давая свою оценку исследованным доказательствам, считает, что С*** Н.Г. добровольно отдал Михееву А.Ю. ключи и документы от фактически принадлежащего ему автомобиля в качестве залога за возврат денежного долга. По его мнению, 27 октября 2015 года Михеев А.Ю. избил потерпевшего С*** Н.Г. из чувства возникших к нему личных неприязненных отношений в связи с тем, что С*** Н.Г. обманул его, передав *** рублей из ранее обещанных к передаче *** рублей.  Наказание, назначенное Михееву А.Ю., считает чрезмерно суровым. Считает, что исправление осужденного возможно без изоляции его от общества; 

- адвокат Батуринец И.Н., представляя интересы потерпевшего С*** Н.Г.,  считает, что судом дана ненадлежащая оценка исследованным доказательствам. По её мнению, показания свидетелей М***, Б***, видеозапись написания расписки С*** Н.Г. на сумму *** рублей, не могут  свидетельствовать о добровольности указанных действий потерпевшего. Считает, что в действиях Михеева А.Ю. содержится состав преступления, предусмотренный п.п. “в,г” ч.2 ст.163 УК РФ. Просит удовлетворить исковые требования С*** Н.Г. в полном объеме;

- потерпевший С*** Н.Г. считает, что Михеев А.Ю. вымогал у него деньги, поскольку ранее принудил его отдать больше денег, чем он проиграл на игровых автоматах, а именно в суммах  *** рублей и *** рублей. Утверждает, что в октябре 2015 года он не брал деньги у Михеева А.Ю. в сумме, указанной в его расписке, поскольку у Михеева А.Ю. не было такой суммы денег. Выражает несогласие с квалификацией действий Михеева А.Ю. по ч.2 ст.330 УК РФ и считает назначенное осужденному наказание чрезмерно мягким. Просит полностью удовлетворить заявленный им иск о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.

В апелляционном представлении государственный обвинитель Хамидуллин М.Р. просит отменить приговор в отношении Михеева А.Ю. и постановить новый приговор, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. “в,г” ч.2 ст.163 УК РФ. В обосновании своей просьбы ссылается на то, что потерпевший признавал долг  перед Михеевым А.Ю. в сумме *** рублей, а последний требовал передачи ему денег в большей сумме. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Михеев А.Ю. и адвокат Осипова Е.В. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поданной в интересах Михеева А.Ю. Пояснили, что  в настоящее время судебным решением удовлетворен иск Михеева А.Ю. о взыскании с С*** Н.Г. указанного долга. Просили снизить наказание, назначенное осужденному Михееву А.Ю., и применить к назначенному наказанию правила ст.73 УК РФ;

- потерпевший С*** Н.Г. и адвокат Батуринец И.Н. просили изменить приговор в отношении Михеева А.Ю. по доводам, изложенным в их апелляционных жалобах и апелляционном представлении. В обоснование изложенных ими доводов просили обозреть в судебном заседании копии кредитных договоров, документы о принадлежности автомобиля Ф*** Н.С. с доверенностью на право управления данным автомобилем С*** М.Б., копию свидетельства о расторжении брака между С*** М.Б. и С*** Н.Г., выписку из трудовой книжки С*** Н.Г., выписку из амбулаторной карты С*** Н.Г.;

- прокурор Чашленков Д.А. обосновал своё мнение о несогласии с доводами, изложенными в апелляционной жалобе адвоката Доронова А.А. Просил приговор в отношении Михеева А.Ю.  изменить по доводам апелляционного представления и апелляционным жалобам потерпевшего С*** Н.Г. и адвоката Батуринец И.Н.

 

Изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор, постановленный в отношении Михеева А.Ю., законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым.

 

Установленные судом фактические обстоятельства совершенного Михеевым А.Ю. преступления установлены судом на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Судом правильно установлено, что потерпевший С*** Н.Г. имел долговое обязательство перед Михеевым А.Ю. согласно расписке в сумме *** рублей и признавал требования Михеева А.Ю. о возврате ему денежных средств в большей сумме. Вопреки установленному законом и иным нормативным правовым актом порядку взыскания денежных средств, Михеев А.Ю. требовал возврата денег С*** Н.Г., сопровождая их угрозами применения насилия в отношении самого С*** Н.Г., близких лиц, сексуальным насилием в отношении потерпевшего, его супруги и дочери, угрозами доведения до самоубийства, применением наручников и похищением, а также применил физическое насилие к потерпевшему, чем причинил С*** Н.Г. существенный вред, выразившийся в лишении возможности пользоваться имуществом, находящимся в законном владении потерпевшего; в унижении его человеческого достоинства путем обзывания, оскорбления и высказывания в его адрес и адрес близких ему людей угроз насилия, в том числе сексуального насилия, и в присутствии посторонних лиц; в применении насилия, повлекшем причинении средней тяжести вреда здоровью человека; в нарушении прав потерпевшего на частную собственность, равенство всех перед законом, свободы и личную неприкосновенность. 

В судебном заседании Михеев А.Ю. не оспаривал обстоятельства требования у С*** Н.Г. долга в сумме *** рублей с высказыванием в его адрес и адрес его родственников различных угроз, в том числе применения насилия, забрал у С*** Н.Г. ключи и документы на автомобиль, зарегистрированный на другое лицо.

Что касается утверждений Михеева А.Ю. в суде о том, что он применил физическое насилие к С*** Н.Г. только 27 октября 2015 года из-за обиды и досады за то, что С*** Н.Г. передал ему *** рублей вместо обещанных *** рублей, то они были предметом проверки суда первой инстанции и были отвергнуты как необоснованные, опровергнутые исследованными в суде доказательствами.

Так, потерпевший С*** Н.Г. подтвердил в суде факты применения к нему Михеевым А.Ю. физического насилия как 23, так и 27 октября 2015 года именно с целью истребования у него денежных средств, указанных им в расписке и на видеозаписи.

Судом были исследованы все показания потерпевшего С*** Н.Г.

Давая оценку данным показаниям, суд правильно признал, что существенных противоречий  в показаниях потерпевшего в части угроз, высказанных Михеевым А.Ю., применения Михеевым А.Ю. физического насилия к нему как 23, так 27 октября 2015 года, завладения имуществом (ключами и документами на автомобиль), не имеется. 

Показания потерпевшего в данной части согласуются с показаниями свидетелей С*** М.Б., Ф*** Н.Н. и Н.С., О*** Н.Я., подтверждаются детализацией телефонных звонков  с номеров телефонов, которыми пользовались Михеев А.Ю. и С*** Н.Г.

При этом свидетель Ф*** Н.С. (дочь потерпевшего С*** Н.Г.) подтвердила в суде, что автомобиль, ключи и документы от которого забрал Михеев А.Ю., хотя и был зарегистрирован на неё, но фактически данным автомобилем пользовался и распоряжался С*** Н.Г. по выданной ему генеральной доверенности.

Факт пользования С*** Н.Г. данным автомобилем подтверждается и представленными в суд документами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы адвоката Доронова А.А., судом дана надлежащая оценка и показаниям свидетеля Т*** Е.Д. в той части, что 23 октября 2015 года он видел только, как  Михеев А.Ю. рукой хлопнул С*** Н.Г.  в область груди. Суд правильно признал, что данные показания Т*** Е.Д. не ставят под сомнение достоверность показаний потерпевшего и других свидетелей о применении физического насилия Михеевым А.Ю. к потерпевшему С*** Н.Г.

Что касается доводов стороны защиты о применении Михеевым А.Ю. физического насилия к С*** Н.Г. 27 октября 2015 года только из чувства личных неприязненных отношений к нему, то судебная коллегия находит их необоснованными, поскольку они опровергаются: показаниями потерпевшего С*** Н.Г.; показаниями свидетелей Л*** В.М., П*** Д.В., П*** С.А.,  Б*** А.А., проводившими задержание Михеева А.Ю. на месте совершения преступления; показаниями свидетелей В*** Ю.Ю. и Б*** Ю.Ю., которые принимали участие в качестве понятых при проведении оперативного мероприятия, связанного с задержанием Михеева А.Ю. при передаче ему денег в сумме *** рублей С*** Н.Г.; показаниями свидетеля Т*** Е.Д. о том, что он был очевидцем того, как Михеев А.Ю. сначала требовал от С*** Н.Г. возврата ему денег, а затем стал избивать потерпевшего, отчего последний упал на землю.

Давая оценку показаниям свидетеля Р*** К.В. в суде в той части, что Михеев А.Ю. стал избивать С*** Н.Г. после того, как тот передал ему деньги, и потерпевший не падал на землю от ударов Михеева А.Ю., суд признал, что они не ставят под сомнение достоверность показаний потерпевшего и других свидетелей.

Была предметом проверки суда первой инстанции и выдвинутая потерпевшим С*** Н.Г. в суде версия  о том, что 19 октября 2015 года он давал согласие Михееву А.Ю. использовать его деньги при игре на игровых автоматах с возвратом только в сумме *** рублей,  а расписку о долге Михееву А.Ю. в сумме *** рублей с возвратом долга 22 октября 2015 года написал под давлением с его стороны.

Суд правильно признал, что указанные утверждения С*** Н.Г. опровергаются: заявлением и показаниями самого С*** Н.Г., данными в ходе предварительного следствия, в которых он признавал, что брал деньги у Михеева А.Ю. в долг, в связи с чем, написал расписку об этом. Показаниями свидетелей Б*** И.А., М*** П.С., которые были очевидцами того, как Михеев А.Ю.  по просьбе С*** Н.Г.  передал последнему денежные средства в помещении букмекерской конторы, размещенной на автовокзале г.С***, после чего С*** Н.Г. была оформлена расписка на сумму *** рублей. Протоколом расшифровки записей разговора потерпевшего С*** Н.Г. с Михеевым А.Ю., в котором  С*** Н.Г. признаёт факт проигрыша денег,  подтверждает долг перед Михеевым А.Ю. по расписке в сумме *** рублей. Видеозаписью с флеш-карты, на которой зафиксирован разговор С*** Н.Г. с Михеевым А.Ю. о том, что С*** Н.Г. подтверждает последнему свой долг “***”.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд обоснованно переквалифицировал действия Михеева А.Ю. по предъявленному обвинению с  п.п. “в,г” ч.2 ст.163 УК РФ на ч.2 ст.330 УК РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб и апелляционного представления о невозможности квалификации совершенных осужденным Михеевым А.Ю. деяний по ст.330 УК РФ, поскольку требования последнего в адрес потерпевшего С*** Н.Г. выдвигались лишь в рамках возврата ему долга. При этом, суд первой инстанции, мотивируя принятое решение в части квалификации действий осужденного, обоснованно указал, что мотивом и целью действий осужденного явилось желание побудить потерпевшего погасить имевшуюся задолженность, а не безвозмездно и корыстно обратить чужое имущество в свою пользу. Требование со стороны Михеева А.Ю. большей суммы, чем сумма долга, указанная в расписке С*** Н.Г., в данном случае не может в достаточной степени свидетельствовать о наличии в действиях осужденного вымогательства в отношении С*** Н.Г., поскольку последний в разговоре с Михеевым А.Ю. подтверждал свой долг перед ним и большей сумме. 

Наказание осужденному Михееву А.Ю. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденного и влияния назначенного наказания на его исправление.

В приговоре приведены мотивы назначения Михееву А.Ю. наказания в виде реального лишения свободы за совершение данного преступления. При этом судом были учтены все обстоятельства, смягчающие и влияющие на назначение наказания осужденному.

Оснований для изменения вида наказания либо снижения срока назначенного наказания не имеется, поскольку все заслуживающие внимания обстоятельства были учтены при решении вопроса о виде и размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному. 

Разрешая гражданский иск потерпевшего С*** Н.Г. о компенсации морального вреда, причиненного ему преступлением, суд мотивировал свой вывод о его частичном удовлетворении степенью испытанных им физических и нравственных страданий, возрастом осужденного, его материальным положением и трудоспособностью, требованиями разумности и справедливости.

Представленные потерпевшим в суд апелляционной инстанции ксерокопии документов, содержащих сведения об обращении С*** Н.Г. к врачу 31 мая 2016 года с жалобами на головокружение, тяжесть в голове, связанные с перенесенной черепно-мозговой травмой в октября 2015 года, не ставят под сомнение  законность принятого судом решения, поскольку при разрешении вопроса о компенсации морального вреда, причиненного С*** Н.Г., судом учитывался причиненный потерпевшему вред здоровью, и связанные с ним нравственные и физические страдания С*** Н.Г.

Что касается доводов потерпевшего и его представителя об увольнении С*** Н.Г. с места постоянной работы в связи с полученной им травмой, то они опровергаются представленной ими в суд апелляционной инстанции ксерокопии из трудовой книжки на имя С*** Н.Г., из которой следует, что с ним расторгнут трудовой договор по инициативе работника. 

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение  приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 26 апреля 2016 года в отношении Михеева А*** Ю*** оставить без изменения, а апелляционные жалобы и апелляционное представление - без удовлетворения.

 

Председательствующий        

 

Судьи