Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О прекращении права управления транспортным средством
Документ от 07.06.2016, опубликован на сайте 20.06.2016 под номером 59660, 2-я гражданская, о признании водительского удостоверения недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                            Дело № 33-2788/2016 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                  07 июня 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Тютькиной З.А. и Бабойдо И.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя С*** О*** Ю*** – Андреева К*** Г*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 февраля 2016 года, с учетом определения об исправлении описки того же суда от 19 апреля 2016 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать недействительным  водительское удостоверение, выданное С***   О***  Ю***  30 апреля  2009 года,   серии  73УА № ***.

Обязать    С***  О***  Ю***   в течение месяца после вступления решения в законную силу сдать водительское удостоверение серии *** № ***  в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ульяновской области.

Решение суда является основанием для внесения информации о признании удостоверения недействительным в базу данных Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ульяновской области.

Взыскать с  С***  О***  Ю***   пошлину  в доход  местного бюджета  в размере  300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., объяснения представителя       С*** О.Ю. – Андреева К.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор  Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к С***  О***  Ю***   о   признании   водительского  удостоверения    недействительным.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на исполнение гражданами, страдающими наркоманией, ограничений на занятие деятельностью, связанной с источником повышенной опасности.

В ходе проверки указанного законодательства были выявлены основания для прокурорского вмешательства. Согласно информации, предоставленной ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница»,    С***  О***   Ю***   с   2001  года  состоит  на   учете    с  диагнозом  «***». Из информации, представленной УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, следует, что С***  О.Ю., ***  года  рождения, 30 апреля  2009 года выдано водительское   удостоверение серии  *** №***  с  допуском      к  категории  «В». 

Таким образом, наличие у С*** О.Ю. водительского удостоверения и, соответственно, права управления им транспортным средством создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.

Прокурор просил  признать водительское  удостоверение   серии  ***                      № ***,   выданное   30 апреля  2009 года  УГИБДД  УМВД  России  по  Ульяновской    области  С***   О.Ю.,  ***  года  рождения, недействительным. Обязать   С***   О.Ю. в течение   месяца после  вступления решения суда в законную силу  сдать водительское  удостоверение   ***   №***, выданное   30 апреля  2009 года, в  УГИБДД  УМВД  России  по  Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель С*** О. Ю. – Андреев К. Г. просит решение отменить, перейти к рассмотрению дела по первой инстанции, принять новое решение об отказе в иске прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что в 2009 г. медицинские учреждения, выдававшие медицинские справки для ГИБДД, пользовались единой компьютерной базой лиц, состоящих на диспансерном учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах.  Сведения о состоянии на учете С*** О.Ю. в базе данных ГКУЗ «УОНКБ» отсутствовали.

В ответах ГКУЗ «УОНКБ» от 30 декабря 2015 г. и 25 января 2016 г. имеются расхождения в указании диагноза С*** О.Ю.: *** и *** ***, а также в первом ответе указано, что она состоит на диспансерном наблюдении, в то время как во втором – на диспансерном учете. При наличии таких противоречий суд не истребовал медицинскую карту С*** О.Ю., не убедился в том, что имеются ее подписи в ознакомлении с порядком и правилами диспансерного наблюдения.  Полагает, что сроки диспансерного наблюдения – 1 год истекли, в связи с чем в отношении С*** О.Ю. автоматически должно быть прекращено наблюдение.

Суд не применил Совместный Приказ Минздрава и МВД СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией»;  Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с Инструкцией «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания»).

Ссылается на то, что ответчица прошла химико-токсикологическое исследование на употребление наркотиков, результаты которого отрицательные.

Полагает, что суд необоснованно не отложил судебное разбирательство, известив С*** О.Ю. о судебном заседании за три дня до его начала, тем самым лишил ее возможности подготовиться к судебному процессу, заблаговременно прибыть из г. М*** (где она работает) в г. У***.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

С*** О.Ю., представители УМВД России по Ульяновской области, ГУЗ «УОКНБ» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно нее.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:

- стойкая ремиссия (выздоровление);

- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);

- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;

- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);

- в связи со смертью.

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры (в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Решения о снятии с учета в этих случаях также выносятся на ВКК учреждения, где наблюдался больной.

Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

Как следует из материалов дела и установлено судом, С***   О.Ю.  состоит на диспансерном учете в ГУЗ УОКНБ с  15.01.2001  с  диагнозом:  ***.  Взята на диспансерный учет  после курса  лечения, проведенного в  ГУЗ УОНКБ в  декабре 2000 года с диагнозом: ***. В  период  проведенного  стационарного  лечения была ознакомлена с порядком и правилами  диспансерного наблюдения. На прием к врачу наркологу не является.  Подтверждения ремиссии нет. Учреждением  с момента   взятия  на  учет данному  гражданину медицинское заключение в любой форме на предмет допуска к управлению транспортным средством не выдавалось. Продолжает находиться на профилактическом учете, так как нуждается в медико-реабилитационных мероприятиях.  Не может быть допущена к управлению транспортным средством на основании перечня медицинских противопоказаний «Психические расстройства и рас­стройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ - F 10 - F 16, F 18, F 19» (утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 декабря  2014 г. 1604), до завершения медико-реабилитационных мероприятий, проводимых в рамках диспансерного наблюдения для больных наркоманией, в течение  5 лет.

30 апреля 2009 года С*** О.Ю. выдано водительское   удостоверение серии  *** №  ***  с  допуском  к  категории  «В». 

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что С*** О.Ю. состоит на диспансерном учете по поводу имеющегося у нее заболевания «***», на дату выдачи ей водительского удостоверения находилась на диспансерном учете, нуждается в медико-реабилитационных мероприятиях, следовательно, управляя источником повышенной опасности - транспортным средством, она создает реальную опасность причинения вреда окружающим.

При таких обстоятельствах суд законно и обоснованно постановил решение о признании водительского удостоверения, выданного С*** О.Ю., недействительным, и обязал С*** О.Ю.  сдать водительское удостоверение в УГИБДД МВД России по Ульяновской области после вступления решения в законную силу. 

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно применил нормы материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они материалами дела не подтверждаются.

Довод о том, что С*** О.Ю. должна быть снята с диспансерного наблюдения по истечении 1 года со дня на его постановку, является несостоятельным, поскольку С*** О.Ю. состоит на диспансерном учете, а не наблюдении, и оснований для снятия с диспансерного учета, указанных в разделе 2 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704, по делу не установлено.

Ссылка заявителя на то, что в деле имеются два ответа ГКУЗ «УОНКБ» - от 30 декабря 2015 г. и 25 января 2016 г. с расхождениями в части диагноза и состоянии на учете (диспансерном наблюдении), основанием к отмене по сути правильного решения суда служить не может, поскольку справка от 30 декабря 2015 г. была получена в досудебном порядке, в основу же решения положен официальный ответ на запрос суда – письмо от 25 января 2016 г.

Ответчицей ни в суд первой инстанции, ни в судебную коллегию не представлено доказательств, что она снята с учета в наркологическом диспансере.

Факт состояния на любой форме диспансерного учета лиц с заболеваниями, имеющими шифры F 10 – F 16, F 18, F 19 (по международной классификации болезней МКБ-10), препятствует их возможности управления транспортными средствами.

Тот факт, что  С*** О.Ю. обращалась за медицинской помощью в ГКУЗ «УОНКБ» следует из содержания заявления об отмене заочного решения (л.д.47) и апелляционной жалобы (л.д.56), не оспаривался ее представителем при рассмотрении дела в судебной коллегии.

То обстоятельство, что в настоящее время С*** О.Ю. оспаривает в судебном порядке правомерность постановки ее на диспансерный учет, правового значения в настоящем деле не имеет, так как указанный иск подан ею в суд после вынесения решения по настоящему делу.

Ссылка заявителя на отрицательные результаты химико-токсикологического исследования на употребление наркотиков на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку единичная сдача анализов на химико-токсикологическое исследование от 18.03.2016 не может свидетельствовать как о выздоровлении С*** О.Ю. в целом, так и явиться основанием для снятия ее с диспансерного учета.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.

Ссылка в жалобе на то, что ответчица социально адаптирована: трудоустроена, является матерью, не свидетельствует об отсутствии у нее заболевания по поводу которого она поставлена на диспансерный учет, врачебное заключение о ее выздоровлении в материалы дела не представлено.

При этом судебной коллегией принимается во внимание то, что согласно п. 2 Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», снятие с диспансерного учета больных наркоманией производится лишь после пятилетнего наблюдения. При этом обязательно соблюдение всех назначений врача, сроков контрольных явок и наступление после лечения стойкой объективно подтвержденной ремиссии (выздоровления). С*** О.Ю. же в период с 2001 года до настоящего времени порядок и правила диспансерного наблюдения не соблюдала. На прием к врачу наркологу не являлась.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении о рассмотрении дела судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку судом в адрес С*** О.Ю. по месту ее регистрации: г. У***, ул. П***, ***-***, было направлено (заказным письмом с уведомлением) извещение о судебном заседании, назначенном на 29.02.2016 в 11-00 час. Указанная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения.

Кроме того ответчица была извещена 26.02.2016 телефонограммой по месту работы (г.М***), что не противоречит положениям ст. 113 ГПК РФ.

Таким образом, С*** О.Ю. была заблаговременно и надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства.

Основания, при которых суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, регламентированы ч.5 ст.330 ГПК РФ. Поскольку таковых по делу не усматривается, довод заявителя о необходимости перехода к рассмотрению дела в указанном порядке является несостоятельным.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 февраля
2016 года, с учетом определения об исправлении описки того же суда от
19 апреля 2016 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя С*** О*** Ю*** – Андреева К*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи