Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недействительнм договора купли-продажи квартиры
Документ от 31.05.2016, опубликован на сайте 20.06.2016 под номером 59589, 2-я гражданская, о признании недействительной сделки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Зуева Н.В.                                                                                 Дело № 33-2433/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                                 31 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Гурьяновой О.В. и Костенко А.П., 

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Охотниковой Л*** М*** – Ткаченко А*** Ф*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от    11 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Охотниковой Л*** М*** к Охотникову А*** В***, Савельеву Д*** В*** о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., выслушав пояснения представителя истицы  Ткаченко А.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя  ответчика Савельева Д.В. - Козловой С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Охотникова Л.М. обратилась в суд с иском к Охотникову А.В. о признании договора купли-продажи недействительным, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование исковых требований указала, что 01.04.2015 между её бывшим мужем Охотниковым А.В. и Кокряковым В.А. (указан истицей в качестве третьего лица) был заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. У***, пер. Ш***, ***.

Считает, что указанная сделка совершена в ущерб интересам их совместных несовершеннолетних детей, так как ранее эту квартиру ответчик обещал подарить детям, но впоследствии от своих обязательств отказался.

Просила признать договор купли-продажи жилого помещения по адресу: г.У***, пер. Ш***, недействительным в силу его ничтожности, применить последствия недействительности сделки.

Судом к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Савельев Д.В., в качестве третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Разрешив по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Охотниковой Л.М. – Ткаченко А.Ф., просит отменить постановленное по делу решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает необоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований. Суд не учел факт проживания и регистрации в спорной квартире несовершеннолетних детей, наличие договора обещания дарения, подлинность которого ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалась. Считает, что судом не было учтено положение ч.4 ст.292 ГК РФ и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 08.06.2010 № 13-П.

В возражениях относительно апелляционной жалобы третье лицо по делу Кокряков В.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Савельев Д.В. просит отказать в её удовлетворении.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу о необоснованности заявленных по делу требований.

Судом установлено, что Охотникова Л.М. и Охотников А.В. состояли в зарегистрированном браке с 18.11.1995, от которого имеют троих детей: сына О*** В.А., ***.1997 года рождении, дочь О*** Т.А., ***.2000 года рождения,  и сына  О*** Н.А, ***.2001 года рождения.

Решением мирового судьи судебного участка Ленинского района г.Ульяновска от 01.12.2008  брак между истцом и ответчиком был расторгнут.

Спорная квартира по адресу: г.У***, пер. Ш***, была приобретена в собственность ответчиком Охотниковым А.В. по договору купли-продажи 22.06.1995, т.е. до заключения брака.

01.04.2015 ответчик Охотников В.А. продал принадлежащую ему квартиру  Кокрякову В.А., что подтверждается договором купли-продажи. Право собственности Кокрякова В.А. на спорную квартиру было зарегистрировано в установленном законом порядке.

На момент заключения указанного договора купли-продажи квартиры истица Охотникова Л.М., а также её дети были зарегистрированы в указанной квартире.

Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 04.09.2015 по делу по иску Кокрякова В.А. Охотникова Л.М. и ее несовершеннолетние дети: О*** В.А., О*** Т.А., О*** Н.А. признаны утратившими право пользования жилы помещением в кв. *** по пер. Ш*** г. У*** и выселены из указанного жилого помещения.

Данное решение ответчиком не оспаривалось, вступило в законную силу 13.10.2015.

Согласно справке формы 8 Охотникова Л.М., О*** В.А., О*** Т.А., О*** Н.А. по решению суда 13.10.2015 сняты с регистрации в квартире   № *** дома *** по пер. Ш*** г. У***.

24.10.2015 Кокряков В.А. продал указанную квартиру Савельеву Д.В. Право собственности Савельева Д.В. на квартиру № *** в доме № *** по пер. Ш*** в г.У***, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2015.

Предъявляя требование о признании договора купли-продажи квартиры от 01.04.2015 недействительным (ничтожным), истица указала, что данная сделка  совершена в ущерб интересам её несовершеннолетних детей, так как ранее эту квартиру ответчик по договору от 31.12.2013 обещал подарить своим несовершеннолетним детям и, кроме того, не было получено согласие органа опеки и попечительства на совершение оспариваемой сделки.

В подтверждении своих исковых требований истица представила письменный договор обещания дарения квартиры от 31.12.2013,  подписанный Охотниковым  А.В. и Охотниковой Л.М., действующей за своих несовершеннолетних детей, согласно которому Охотников А.В. обещал подарить своим детям находящуюся в его собственности  однокомнатную квартиру по адресу: г.У***, пер.Ш***, д.*** кв.*** в случае его вступления в новый брак (л.д.12-13).

Из материалов дела следует, что 27.12.2014 ответчик Охотников А.В. зарегистрировал брак с А*** Ю.Ю.

В ходе судебного разбирательства ответчик Охотников А.В. пояснял, что подписал данный договор в период их совместного проживания с Охотниковой Л.М.,  чтобы избежать ссоры с истицей, полагая при этом, что он не имеет никакой  юридической силы.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.

Указанный вывод судебная коллегия считает верным, не противоречащим действующему законодательству.

Так, согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130)

На основании п. 1 ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

В силу п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 572 ГК РФ обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

В соответствии с п.2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; договор содержит обещание дарения в будущем.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Договор обещания дарения является односторонней сделкой, которая связывает только обещавшего (п.2  ст. 572 ГК РФ).

При этом право собственности у одаряемого, в соответствии с положениями статей 131 и 223 ГК РФ, может возникнуть только после такой регистрации.

Принимая во внимание отсутствие правовых норм, на основании которых одаряемый мог бы понудить дарителя к заключению договора дарения, учитывая, что обещание дарения является односторонней сделкой, которая связывает только обещавшего, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии  правовых оснований для оспаривания сделки купли-продажи квартиры от 01.04.2015  по мотиву наличия ранее заключенного договора обещания дарения, поскольку Охотников А.В. не выразил свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по данному договору обещания дарения к одаряемым (своим детям).

Таким образом, на момент заключения сделки купли-продажи от 01.04.2015  О***  В.А. являлся единоличным собственником квартиры, расположенной по адресу: г.У***, пер.Ш***, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ имел полное право распоряжаться  ею по своему усмотрению.

Правильным, является и вывод суда первой инстанции о том, что на совершение оспариваемой сделки купли-продажи квартиры согласие органов опеки и попечительства не требовалось. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в решении суда.

При рассмотрении спора судом также было учтено, что при разрешении исковых требований Кокрякова В.А. (нового собственника квартиры) о признании Охотниковой Л.М. и её несовершеннолетних детей утратившими право на жилое помещение в квартире № *** дома № *** по пер. Ш*** г.У*** и выселении их из указанного жилого помещения, Охотникова Л.М. не заявляла доводов о наличии договора обещания дарения спорной квартиры несовершеннолетним детям. Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 04.09.2015 Охотникова Л.М. и её дети О*** В.А., О*** Т.А. и О*** Н.А. были выселены из указанной квартиры. Данное решение Охотниковой Л.М., действующей в том числе и в интересах несовершеннолетних детей, не оспаривалось, вступило в законную силу  13.10.2015. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба представителя истца не содержит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Охотниковой Л*** М*** – Ткаченко А*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи

.