УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Орлова С.Н.
Дело № 33-2701/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
07
июня 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Дубровской Л.О,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 марта
2016 года, по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в
интересах Новоселовой В*** А*** к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской
области по своевременному обеспечению Новоселовой В*** А*** жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской
области обеспечить Новоселову
В*** А*** жилым
помещением по договору найма специализированного жилого
помещения в муниципальном образовании
«город Димитровград» Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
г.Димитровграда, действуя в интересах Новоселовой В.А., обратился в суд с иском
к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения
по договору найма специализированного
жилого помещения. В обоснование иска указал, что Новоселова В.А., *** года
рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: ее родители лишены родительских прав решением Сухоложского городского суда Свердловской области. Постановлением администрации г***2002 Новоселова В.А. помещена
в государственное воспитательное
учреждение на полное государственное обеспечение, за ней было закреплено жилое
помещение по адресу: ***, в котором ей принадлежит на праве собственности
¼ доли. В период с 2002 по 2005
г.г. Новоселова В.А. воспитывалась в ГОУ для детей – сирот «***», с 30.10.2005
по 18.12.2006 - в ГОУ «***».
Постановлением администрации г.Димитровграда от 10.04.2007 Новоселова В.А. передана в приемную семью С***,
в которой воспитывалась до своего совершеннолетия. Решением Координационного
совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве
здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 08.05.2014
Новоселова В.А. включена в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего
времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным
бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения и обязать ответчика
обеспечить Новоселову В.А.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять по делу новое решение. Указывает, что Новоселова В.А. включена в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако не обеспечена
жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном
фонде Ульяновской области квартир. При этом Министерством принимаются все меры
к строительству жилья для детей-сирот, предоставление Новоселовой В.А. жилья
вне очереди приведет к нарушению прав других лиц, включенных в вышеуказанный
Список. Кроме того, Новоселова В.А.
имеет право обратиться в Министерство с заявлением о назначении ей ежемесячной
денежной компенсации за наем жилого помещения
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Новоселова
В.А., *** года рождения, относится к
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ее
родители лишены родительских прав решением Сухоложского городского суда Свердловской области. Постановлением администрации ***.2002
Новоселова В.А. помещена в
государственное воспитательное
учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое
помещение по адресу ***, ¼ доли которого принадлежит на праве
собственности Новоселовой В.А. В период с
2002 по 2005 г.г. Новоселова В.А. воспитывалась в ГОУ для детей –сирот «***»
Свердловской обл., с 30.10.2005 по 18.12.2006 -
в ГОУ «***». Постановлением
администрации г.Димитровграда от 10.04.2007 Новоселова В.А. передана в приемную семью С***, в которой
воспитывалась до своего совершеннолетия, за Новоселовой В.А. было сохранено
право пользования жилым помещением в ***.
Решением
комиссии по установлению фактов невозможности проживания детей-сирот в жилых помещениях от 28.04.2014 установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу ***, так как
в указанном жилом помещении зарегистрирована мать истицы и ее брат,
общая площадь жилого помещения составляет 28,8 кв.м, то есть на долю истицы
приходится общая площадь квартиры в размере менее установленных норм обеспечения жилыми
помещениями (12 кв.м).
Решением
координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранение и социального развития Ульяновской области от
14.05.2014 Новоселова В.А. включена
в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку Новоселовой В.А.
жилье до настоящего времени не предоставлено, прокурор г. Димитровграда
обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Новоселовой В.А., не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных
жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с
ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и
устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в
образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении
социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании
пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания
населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых
в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву
либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании
под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту
нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным
проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку
Новоселова В.А., относящаяся к кругу
лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет,
является нуждающейся в получении жилья, она подлежит обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения по месту жительств в г. Димитровграде.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы,
приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно
положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской
Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей
целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного
финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких
детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так
же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе
возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата
такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по
обеспечению Новоселовой В.А. специализированным жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 16 марта 2016 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: