Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 24.05.2016, опубликован на сайте 14.06.2016 под номером 59385, 2-я гражданская, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                      Дело № 33-2398/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          24 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Трухова А*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 февраля 2016 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Трухова А*** А*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Трухова А.А., его представителя Котельникова В.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Трухов А.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что он родился 07.04.1979, с 05.02.1980 по 25.08.1983 находился в У***, затем до 01.09.1987 – в О***, до 30.08.1988 – в О*** В последующем истец обучался в К*** и в С***. Он окончил С*** 30.06.1998, получил специальности тракторист-машинист, слесарь-ремонтник.

С 01.06.2000 проживает в общежитии А*** по адресу р.п. И***

***2014 Минздравсоцразвития Ульяновской области отказало во включении в Список детей сирот подлежащих обеспечению жилым помещением со ссылкой на достижение им возраста и на наличие жилого помещения. Решение ответчика считал незаконным.

Просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Трухов А.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. При этом указывает, что в силу действующего законодательства отсутствие его на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении его требований. Судом не учтено, что согласно справке  №8 он был зарегистрирован с 2000 года по адресу: р.п. И***, т.е. после окончания профессионально-технического училища он был трудоустроен в А*** и ему было предоставлено койко-место в общежитии. Кроме того, не принято во внимание, что он должен был быть принят на соответствующий учет, поскольку без оформления им заявления об обеспечении жилым помещением, он не был бы вселен  в общежитие. 

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).

Действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ.

Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» регулируются отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда на территории Ульяновской области.

Из материалов дела следует, что Трухов А.А., *** года рождения, с 05.02.1980 по 30.08.1988г находился на полном государственном обеспечении в в учреждениях для детей-сирот. С 01.09.1996 по 30.06.1998 истец обучался в С***, получил специальности тракторист-машинист, слесарь-ремонтник.

С 07.08.1998 истец работал в А***», с 01.06.2000 истец проживал в общежитии А***» по адресу р.п. И***

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет вышеназванные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996, имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.

Соответствующее жилье может быть предоставлено лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в случае достижения ими возраста 23 лет, при условии, что они встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не постановлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Как усматривается из материалов дела, истец Трухов А.А. по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления до достижения им возраста 23 лет не обращался, только в 2014 году он обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области с целью включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. Решением Координационного совета прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 19ю.06.2014(протокол № 15) Трухову А.А. отказано во включении в данный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, поскольку по достижении 18-летнего возраста он был обеспечен жилым помещением. Данное решение истец не обжаловал.

Учитывая, что право на предоставление жилого помещения согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ, статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют лица, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и социальные гарантии предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились с соответствующим с заявлением в орган местного самоуправления до достижения ими возраста 23 лет, правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по указанному основанию не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как истец не относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы жалобы о том, что истец ранее обращался в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, после чего ему предоставлено койко-место в общежитии, объективными данными не подтверждаются, построены на предположениях истца.

При таких обстоятельствах, не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении 23 лет утратил право на жилищное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством и оснований для применения положений пункта 9 статьи 8  Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не имеется.

Учитывая отсутствие доказательств обращения истца с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением до достижения 23 лет, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, направлены на иное толкование норм материального права и оценку обстоятельств и доказательств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.  12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Трухова А*** А*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                               

 

Судьи: