Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 26.02.2016, опубликован на сайте 01.06.2016 под номером 59325, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-5/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 февраля 2016 года                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Матвеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гаршина А*** А*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Гаршин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков: площадью 347 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, строение ***; площадью 561 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: *** строение ***; площадью 3800 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: *** на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что указанные участки принадлежат ему на праве собственности, в том числе участки с кадастровыми номерами *** – на праве общей долевой собственности.

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером *** составляет 948 541 руб. 85 коп., рыночная по состоянию на 1 января 2011 г. согласно отчету ООО «РЕСТревел» об оценке – 377 900 руб.

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером *** составляет 1 052 116 руб. 23 коп., рыночная по состоянию на 1 января 2011 г. согласно отчету ООО «РЕСТревел» об оценке – 584 100 руб.

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером *** составляет 7 126 634 руб., рыночная по состоянию на 1 января 2011 г. согласно отчету ООО «РЕСТревел» об оценке – 3 402 600 руб.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С учетом уточнения требований Гаршин А.А. просил установить: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 декабря
2011 г. – 370 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на
22 апреля 2011 г. – 595 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 3 420 000 руб., взыскать с административных ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Ульяновска, Жиденко Анатолий Михайлович.

В судебных заседаниях представитель Гаршина А.А. Кулешев М.Г. заявление поддержал, дав аналогичные изложенным в нем пояснения. Просил определить кадастровую стоимость участков равной их рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» Гаспарян М.М., Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Гафурова А.К. и Леохновская А.А., не оспаривая заключение проведенной по делу экспертизы, просили в удовлетворении административного иска отказать. Полагали, что представляемые ими учреждения прав административного истца не нарушали.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области Логинова А.М. заявила об оставлении вопроса об удовлетворении требований на усмотрение суда. Заключение эксперта не оспаривала.

Правительство Ульяновской области возражения в письменной форме не представило, заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя не поступало.

Администрация города Ульяновска в отзыве просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на непредоставление административным истцом доказательств достоверности отчетов о рыночной стоимости спорных земельных участков.

Жиденко А.М. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска и заинтересованного лица Жиденко А.М., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона
от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 названного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что Гаршин А.А. в соответствии с договором купли-продажи объекта недвижимого имущества от 18 июля 2012 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 347 кв.м, расположенного по адресу: ***. Право собственности Гаршина А.А. на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ***).

Земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 561 кв.м, расположенный по адресу: *** ***, принадлежит Гаршину А.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2), был приобретен по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества от 6 сентября 2011 г. (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30 сентября 2011 г. ***

На основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 15 ноября 2011 г. Гаршин А.А. является сособственником (доля в праве 1/2) земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 3800 кв.м, расположенного по адресу: ******. Право собственности истца на указанный земельный участок так же зарегистрировано в установленном законом порядке (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 5 декабря 2011 г. ***).

Сособственником земельных участков с кадастровыми номерами *** является Жиденко А.М.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от
18 января 2012 г. №21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость участка с кадастровым номером *** по состоянию на
21 декабря 2011 г. составляет 948 541 руб. 85 коп., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 1 052 116 руб. 23 коп., земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 7 126 634 руб.

Поскольку административным истцом были представлены отчеты, устанавливающие рыночную стоимость участков по состоянию на иные даты, судом по ходатайству представителя административного истца была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению *** от 16 февраля 2016 г. названного экспертного учреждения, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 21 декабря 2011 г. составляла 370 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 595 000 руб., земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, *** по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 3 420 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, величине рыночной стоимости земельных участков, не представлено. Представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** равной их рыночной стоимости в размере 370 000 руб., 595 000 руб. и 3 420 000 руб., соответственно, является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Разрешая вопрос о возмещении расходов по производству экспертизы, судом учитывается следующее.

Определением от 29 декабря 2015 г. расходы по производству экспертизы были возложены на административного истца – Гаршина А.А.

Как следует из представленной ФБУ Ульяновской лабораторией судебной экспертизы сметы, стоимость экспертных затрат составила 25 194 руб., затраты административным истцом не возмещены.

Принимая во внимание, что разрешение дела об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве административного истца на пересмотр кадастровой стоимости, расходы ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы по производству экспертизы подлежат взысканию с Гаршина А.А.

Разрешая соответствующим образом вопрос о возмещении расходов по производству экспертизы, судом учитывается, что решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика и заинтересованных лиц, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов.

Кроме того, при обращении в суд рыночная стоимость объектов оценки была определена истцом не на те даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость.

По тем же основаниям не подлежат возмещению административному истцу расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Гаршина А*** А*** о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, поданное 10 декабря
2015 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** площадью 347 кв.м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 декабря 2011 г. –
370 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 561 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 апреля 2011 г. –
595 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 3800 кв.м, расположенного по адресу: *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 апреля 2011 г. – 3 420 000 рублей.

Взыскать с Гаршина А*** А*** расходы по производству экспертизы в пользу федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы – 25 194 рубля.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Нефёдов О.Н.