Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 25.01.2016, опубликован на сайте 01.06.2016 под номером 59324, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-1/2016

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 января 2016 года                                                             город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поташова В*** Н*** о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Приговором Барышского городского суда Ульяновской области от
27 февраля 2015 г. Поташов В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК РФ (в редакции Федерального закона
№ 97-ФЗ от 4 мая 2011 г.), и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 9 месяцев с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, сроком на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Определением суда апелляционной инстанции Ульяновского областного суда от 27 мая 2015 г. приговор оставлен без изменения.

Поташов В.Н. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 250 000 руб.

Требование мотивировал тем, что общая продолжительность судопроизводства по уголовному делу составила 1 год 10 месяцев 17 дней, при этом срок предварительного следствия – 1 год. В ходе уголовного судопроизводства были нарушены требования Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ
«О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и статьи 6.1 УПК РФ о соблюдении разумного срока, поскольку органами следствия в отсутствие на то оснований был использован максимально возможный срок предварительного следствия, предусмотренный частью 5 статьи 162 УПК РФ. О неэффективности организации предварительного следствия и допущенной волоките указано в частном определении Ульяновского областного суда от 27 мая 2015 г., вынесенном в адрес руководителя СУ СК России по Ульяновской области. При этом в нем констатировано, что подобное отношение к организации следствия нарушает право граждан на уголовное судопроизводство в разумные сроки.

По мнению административного истца, расследовавшееся в отношении него уголовное дело, возбужденное 10 июля 2013 г., правовой и фактической сложности не представляло. Экспертизы по уголовному делу не назначались, потерпевших не имелось, выемки необходимых документов были произведены в первый месяц, практически все свидетели проживали в одном населенном пункте и являлись сотрудниками государственных учреждений. Объем уголовного дела составил 5 томов, при этом более половины документов не имеют отношения к обвинению либо собраны не следователем. Комплекс проведенных на первоначальном этапе расследования следственных действий позволял предъявить обвинение и окончить следствие в установленные законом сроки, однако первоначальное обвинение было предъявлено спустя 11 месяцев – 27 мая 2014 г. В ноябре – декабре 2013 года и в январе 2014 года следственные действия не проводились.

Информация о даче ему – Поташову В.Н. – взятки *** А.А!%. содержалась на диктофонах, изъятых и осмотренных с составлением распечатки разговоров 5 июля 2013 г. Следователю сведения о передаче взятки *** А.А.!% сообщил 6 сентября 2013 г., будучи допрошенным в качестве свидетеля. Однако уголовное дело по указанному факту по части 3 статьи 290 УК РФ было возбуждено только 31 марта 2014 г.

Продление сроков следствия осуществлялось по надуманным основаниям, допускалось неисполнение намеченных мероприятий и их дублирование. Надлежащий ведомственный контроль за работой следователя и исполнением им же намеченных мероприятий в постановлениях о продлении срока следствия не осуществлялся.

Для рассмотрения по существу дело в соответствии со статьей 32 УПК РФ было направлено в Инзенский районный суд Ульяновской области. В судебном заседании 14 августа 2014 г. был удовлетворен заявленный государственным обвинителем отвод всему составу суда, а дело передано на рассмотрение в Барышский городской суд Ульяновской области. Этими действиями нарушено право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, начало рассмотрения в суде отсрочено на срок более трех месяцев.

В результате рассмотрения дела в течение такого длительного срока он – административный истец – в связи с неопределенностью своего правового положения испытывал моральные и нравственные страдания, не мог трудоустроиться, лишился возможности дальнейшего обучения в аспирантуре. По причине наложенных следствием ограничений не мог свободно распоряжаться и пользоваться своим имуществом – автомашиной и денежными средствами на счете в банке. Перенесенные психологические и нравственные страдания повлекли ухудшение состояния здоровья. 22 августа 2013 г. по результатам обследования в ГУЗ «Ульяновская областная больница» ему был поставлен диагноз: гипертоническая болезнь II степени, риск В, кардиологическая недостаточность МК I степени, ХСН I степени.

 

Административный истец принимал участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал, дал аналогичные изложенным в административном исковом заявлении пояснения.

 

Интересы Российской Федерации в суде в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) представляет Министерство финансов Российской Федерации.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Российской Федерации не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях указал, что продолжительность досудебного производства по уголовному делу в отношении Поташова В.Н. не содержит признаков нарушения требований разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Просил в удовлетворении требований отказать.

 

Представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области Петров С.Г. в судебных заседаниях полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.

 

Выслушав объяснения административного истца и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит требование Поташова В.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 г. в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии со ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок; уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные данным кодексом, продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок; при определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства (части 1 - 3).

Как следует из материалов уголовного дела ***, данное дело возбуждено СУ СК России по Ульяновской области 10 июля 2013 г. в отношении Поташова В.Н. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки в крупном размере в виде денег от Потапова Д.М. за действия в пользу взяткодателя и представляемого им лица – ООО «Никольское фанерное сырье»).

15 июля 2013 г. Поташов В.Н. был допрошен в качестве подозреваемого, от него взято обязательство о явке.

31 марта 2014 г. СУ СК России по Ульяновской области в отношении Поташова В.Н. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ) по эпизоду получения взятки в виде денег от ***., в тот же день соединенное в одно производство с ранее возбужденным делом.

27 мая 2014 г. Поташову В.Н. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 290, ч. 1 ст. 290 УК РФ
(в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ), в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

4 июня 2014 г. Поташову В.Н. предъявлено обвинение в окончательной редакции в совершении указанных преступлений, а 19 июня 2014 г. он был уведомлён об окончании следствия. Ознакомление с уголовным делом окончено обвиняемым 8 июля 2014 г.

24 июля 2014 г. по уголовному делу утверждено обвинительное заключение, врученное Поташову В.Н. 30 июля 2014 г., после чего дело было направлено для рассмотрения в Инзенский районный суд Ульяновской области.

14 августа 2014 г. удовлетворен заявленный государственным обвинителем отвод всему составу указанного суда, дело направлено в Ульяновский областной суд для определения подсудности.

13 октября 2014 г. постановлением Ульяновского областного суда дело для рассмотрения по существу направлено в Барышский городской суд Ульяновской области.

27 февраля 2015 г. приговором Барышского городского суда Ульяновской области Поташов В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК РФ (в редакции Федерального закона
№ 97-ФЗ от 4 мая 2011 г.), и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 9 месяцев с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций, сроком на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Поташову В.Н. изменена на содержание под стражей, он взят под стражу в зале суда до вступления приговора в законную силу.

Определением суда апелляционной инстанции Ульяновского областного суда от 27 мая 2015 г. приговор оставлен без изменения.

Срок расследования по делу составил 12 месяцев, продлевался постановлениями от 5 сентября 2013 г., 4 октября 2013 г., 6 декабря 2013 г., 9 января 2014 г., 5 февраля 2014 г., 5 марта 2014 г., 5 апреля 2014 г., 5 мая 2014 г. и 5 июня 2014 г.

Общая продолжительность судопроизводства по уголовному делу составила 1 год 10 месяцев 17 дней и не содержит признаков нарушения требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При определении разумности и продолжительности срока судопроизводства суд принимает во внимание правовую и фактическую сложность уголовного дела, обусловленную тем, что предварительное расследование проводилось в отношении прокурора района, осуществлявшего в том числе полномочия по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, то есть знакомого как с уголовно-процессуальным законодательством, так и с тактикой ведения следствия по уголовным делам. Расследование проводилось по двум эпизодам преступной деятельности, а вмененные Поташову В.Н. преступления относятся к категории латентных. При этом преступление, в совершении которого Поташов В.Н. был признан виновным (эпизод получения взятки от ***.), имело место в 2*** году, а было выявлено уже в ходе предварительного расследования по эпизоду получения взятки от Потапова Д.М.

Таким образом, вопреки доводам истца, сам по себе тот факт, что по уголовному делу не назначались экспертизы, потерпевших не имелось, а комплекс проведенных на первоначальном этапе расследования следственных действий позволял предъявить ему обвинение значительно ранее, чем через 11 месяцев, не свидетельствует об отсутствии сложности уголовного дела.

Невыполнение в ноябре – декабре 2013 года и в январе 2014 года следственных действий и неоднократное продление сроков следствия для допроса свидетелей, проверки их показаний на месте, осмотра места происшествия и повторного допроса свидетелей, в то время как указанные лица были известны сразу и не усматривалось препятствий для проведения следственных действий с их участием, основанием для удовлетворения иска не являются, поскольку установленный частью 5 статьи 162 УПК РФ предельный срок следствия нарушен не был. Периоды бездействия органов следствия не свидетельствуют о нарушении права Поташова В.Н. на судопроизводство в разумный срок, так как общая продолжительность досудебного производства по уголовному делу не превысила его разумность.

Следует также отметить, что постановления о продлении сроков следствия административным истцом не обжаловались, то есть имевшая место ситуация его устраивала, тем более что это фактически привело к отдалению даты начала отбывания наказания в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в толковании Европейского Суда по правам человека для установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок необходимо учитывать значение для заявителя более оперативного рассмотрения дела.

Поташову В.Н. мера пресечения в виде подписки о невыезде была избрана только 27 мая 2014 г., то есть менее чем за месяц до окончания следствия. Данное им ранее следователю обязательство о явке не ограничивало его права на свободу передвижения и не являлось препятствием для сохранения привычного уклада жизни, в том числе для завершения учебы в аспирантуре.

В частном определении Ульяновского областного суда от 27 мая 2015 г., на которое в обоснование своих доводов ссылается Поташов В.Н., оценка соблюдения разумных сроков досудебного производства применительно к рассмотренному в отношении административного истца уголовному делу не давалась. Указание в частном определении о том, что неэффективная организация предварительного расследования и волокита нарушают права граждан на доступ к правосудию, на уголовное судопроизводство в разумные сроки и подрывают авторитет правоохранительных органов, носит декларативный характер.

В силу изложенного, действия органов предварительного следствия, производимые в целях своевременного осуществления уголовного преследования и рассмотрения уголовного дела, суд признает достаточными и эффективными.

Продолжительность производства по делу в суде, составившая 10 месяцев
17 дней, не содержит признаков нарушения требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что Поташовым В.Н. не оспаривается. Судебные заседания назначались в установленные законом сроки, слушания велись непрерывно, перерывы по делу являлись необходимыми и обоснованными.

С учетом критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание правовую и фактическую сложность уголовного дела, достаточность и эффективность действий органов следствия и суда, производимых в целях своевременного рассмотрения уголовного дела, и общую продолжительность уголовного судопроизводства, срок уголовного судопроизводства по делу № 1-1/2015 не может быть признан неразумным.

Доводы Поташова В.Н. о допущенном, по его мнению, нарушении права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, не могут быть проверены в порядке Закона о компенсации, поскольку подлежат рассмотрению по правилам, установленным Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения административного искового заявления Поташова В.Н. не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении административного искового заявления Поташова В*** Н*** о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Нефёдов О.Н.