Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
Документ от 24.05.2016, опубликован на сайте 31.05.2016 под номером 59251, 2-я гражданская, о признании незаконным исключение квитанции на оплату ЖКУ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                       Дело № 33-2474/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н ОЕ    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                   24 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дмитриева В*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 января 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Дмитриева В*** А*** к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску о признании действий незаконными, возложении обязанности по включению денежной суммы в расчет  по предоставлению очередной субсидии, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Дмитриева  В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика  Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Григорьевой С.А., Дьяченко Г.В.,  возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Дмитриев В.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску.

В обоснование иска указал, что 15.01.2013 он обратился в отдел жилищных субсидий и компенсаций Ленинского района при Управлении Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. С заявлением были представлены квитанции, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ, понесённые в течение срока получения последней субсидии (с 01.07.2012 по 31.12.2012).

Однако, отделом жилищных субсидий и компенсаций Ленинского района при Управлении Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску квитанция на оплату ЖКУ за декабрь месяц 2012 года в расчёт не принята, так как в расчёт берутся только квитанции оплаченные в течение срока предоставления субсидии; плата же за ЖКУ за декабрь месяц 2012 года, была внесена в январе 2013 года - после срока предоставления субсидии.

В связи с чем, с истца была удержана излишне выплаченная субсидия на оплату ЖКУ в 2012 году в размере 1830,17 рублей.

Считает, что исключение квитанции на оплату ЖКУ за декабрь месяц 2012 года из общего числа квитанций за период с 01.07.2012 по 31.12.2012  при определении превышения размера субсидии над фактическими расходами за указанный период, является незаконным и необоснованным.

Ни в Жилищном кодексе РФ, ни в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не указано, что плата за ЖКУ за последний субсидированный месяц (в данном случае за декабрь 2012 года) должна вноситься в том же месяце; а если такая норма и появится, например вследствие не правильного толкования закона, то должен применяться закон, имеющий большую юридическую силу. В связи с выше изложенным считает, что субсидия в размере 1830,17 руб., как излишне выплаченная, была удержана без законных на то оснований и подлежит возврату.

Просил суд признать незаконным исключение из общего числа квитанций, квитанцию на оплату ЖКУ за декабрь месяц 2012 года, обязать ответчика включить в расчёт по предоставлению очередной субсидии сумму в 1 830,17 руб.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Дмитриев В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение.

Жалоба мотивирована доводами аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении.

Кроме того, автор жалобы указывает на то, что  суд, при вынесении решения, неправильно истолковал абзац второй пункта 27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В частности, по мнению ответчика и суда, оплачивать жилищно-коммунальные услуги, предоставленные истцу в декабре 2012 года, он должен был в декабре 2012 года, а не в январе 2013 года, что противоречит ст.159 ЖК РФ.

Также, Дмитриев В.А. указывает, то платежный документ формировался с учетом последней поступившей оплаты, определяемой в документе как 29.12.2012, что говорит о его формировании и получении им, только в январе 2013 года.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются подзаконным нормативным актом и суд, в силу ст.120 Конституции РФ был обязан поверить соответствие абзаца второго пункта 27 Правил, статье 159 ЖК РФ и в случае несоответствия, принять решение в соответствии с законом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица  Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дмитриев В.А. является получателем субсидии на оплату жилого помещения по адресу ***.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Пунктом 41 названных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В пункте 27 Правил установлено, что размер субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Вместе с тем, данный пункт устанавливает и порядок определения таких фактических расходов - на получателя субсидии возложена обязанность не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии (по истечению 6 месяцев) представить уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.

В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Исходя из буквального толкования п. 27 Правил следует, что при определении фактических расходов учитываются только те расходы, которые понесены фактически  в течение срока получения субсидии. 

В период с июля по декабрь 2012 года Дмитриев В.А. являлся получателем субсидий расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За указанный период субсидия ему назначена и перечислена на общую сумму 12 210,13 рублей (всего произведено 6 выплат).

15.01.2013 Дмитриев В.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему данной государственной услуги на новый выплатной период, приложив соответствующий пакет документов.

Согласно представленным заявителем квитанциям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходы, понесенные им в течение срока получения последней субсидии (с 01.07.2012 по 31.12.2012) составили - 10 379,96 руб.: за июль 2012 - 2050,27 руб.; за август 2012 - 1960, 04 руб.; за сентябрь 2012 - 1140, 67 руб.; за октябрь 2012-2359,19 руб.; за ноябрь 2012 - 2869, 79 руб.

За декабрь 2012 года оплата расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно квитанции, произведена истцом 15.01.2013, то есть после окончания срока получения последней субсидии.

Таким образом, установлено превышение размера выплаченных Дмитриеву В.А. в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 субсидий над его фактическими расходами на оплату ЖКУ в размере 1830,17 руб.

Сумма субсидии, назначенной заявителю на выплатной период с 01.01.2013 по 30.06.2013, составила 2669,85 рублей ежемесячно (решение Департамента от 15.01.2013).

На основании распоряжения от 15.01.2013 с истца произведено  удержание переплаты 1830,17 руб. в размере 305,03 руб. ежемесячно из назначенной истцу с 01.01.2013 по 30.03.2013 субсидии.

Дав верную правовую оценку представленным сторонами доказательствам, при правильном применении закон, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности действий ответчика по удержанию с Дмитриева В.А. суммы переплаты  субсидии за период с июля по декабрь 2012 года.

Поскольку  субсидия компенсирует только расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные гражданином фактически в периоде ее предоставления, истец сам не оспаривает, что субсидия ему предоставлялась за июль-декабрь 2012 года включительно, а оплату за декабрь он произвел только в январе 2013 года, соответственно образовалась переплата за декабрь 2012 года, часть которой была учтена в следующем субсидируемом периоде а часть удержана с Дмитриева В.А. С данным удержанием  истец согласился, о чем свидетельствует его собственноручная запись на заявлении о предоставлении субсидии на период с января по июнь 2013 года.

Доводы апелляционной жалобы  Дмитриева В.А.  о том, что временем фактической оплаты предоставленных услуг является месяц, за который они были начислены, независимо фактической даты внесения соответствующей платы, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании закона.

Судебная коллегия находит несостоятельными и доводы апелляционной жалобы в части наличия противоречий между нормами жилищного кодекса РФ, предусматривающими  внесение платы за коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим, и нормы Правил предоставлении субсидий, согласно которым возмещаются только фактически понесенные расходы в субсидируемом периоде.

Так, указанная норма жилищного кодекса устанавливает общее правило внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определяя конечной датой внесения такой платы 10 число месяца.

Правила же устанавливают порядок и условия предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.

Таким образом, указанные нормативно правовые акты регулируют различные отношения, и соответственно к рассматриваемым отношениям  применять только ст.155 ЖК РФ невозможно.

Дополнительно представленные истцом документы:  копия решения о предоставлении субсидии  от 19.07.2013, копия заявления о предоставлении субсидии от 13.01.2013 и копия обращения Дмитриева В.А. на имя Министра труда и социального развития Ульяновской области, не опровергают выводов суда, а потому не являются основанием к отмене судебного решения.

Доводы истца в части того, что вышеуказанные документы  подтверждают фиктивность представленных ответчиком расчетов, ни на чем не основаны.

Так из решения о предоставлении субсидии следует, что произведенная   оплата за жилое помещение и коммунальные услуги за декабрь 2012 года была учтена при предоставлении истцу субсидии в следующем периоде, т.е. с января по июнь 2013 года, что не противоречит действующему законодательству.

В заявлении от  15.01.2013 имеется собственноручная запись истца о том, что с удержанием суммы переплаты субсидии он согласен.

То, что в представленной истцом копии заявления отсутствует запись о вручении ему копии решения о предоставлении субсидии на личном приеме, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.  

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дмитриева В*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: