Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья вдове ветерана ВОВ
Документ от 24.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59175, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                Дело № 33-2421/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     24 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Жиделевой Т*** Ф*** и представителя Жиделевой Т*** Ф*** по доверенности Петровой В*** В*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 февраля 2016 года, с учетом определения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 марта 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Жиделевой Т*** Ф*** к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об обязании предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Жиделевой Т.Ф. Петровой В.В., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, полагавшей решение суда подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истица Жиделева Т.Ф. обратилась в суд с иском к Правительству Ульяновской области об обязании предоставить ей как члену семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем

В обоснование иска указано, что истица является  вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением (***).

С 2001 года Жиделева Т.Ф. зарегистрирована и проживает в комнате площадью 14 кв.м. общежития ***, в котором она с 1994 года работала уборщицей. Какого-либо другого жилого помещения  не имеет.

Решением жилищной комиссии отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в сводный Реестр граждан, имеющих право на льготное улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета  с 12.02.2015.

В 2015 году истица неоднократно обращалась с вопросом об улучшении жилищных условий в Администрацию Президента Российской Федерации, в Правительство Ульяновской области.

В ноябре 2015 года из Главного управления труда, занятости и социального благополучия   Ульяновской   области   она   получила   ответ   от 17.11.2015,  из текста которого следовало, что ее вопрос о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета будет рассмотрен при поступлении денежных средств из федерального бюджета.  Истица не согласна с отказом в обеспечении ее жилой площадь.

Просила суд обязать ответчика предоставить ей как вдове ветерана Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В ходе судебного разбирательства судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - Правительство Ульяновской области, надлежащим - Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

 

Суд, рассмотрев дело по существу заявленные требования, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционных жалобах Жиделева Т.Ф. и её представитель по доверенности Петрова В.В. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и вынести новое решение.

Жалобы мотивированы доводами аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении.

Кроме того, в жалобах указано, что  Жиделева Т.Ф. является  нуждающейся в улучшении жилищных условий с 2001 года, когда ей было предоставлено общежитие. Соответственно она  имеет право на обеспечение  жилой площадью за счет средств бюджета с указанного времени. С указанного времени жилищные условия истицы не изменились.

При этом, несвоевременное  обращение в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось следствием  преклонного возраст истицы, которой в настоящее время исполнилось 93 года, и незнанием действующего законодательства РФ. При этом сотрудники органа социальной защиты населения своевременно не разъяснили  Жиделевой Т.Ф. ее права на обеспечение жилым помещением за счет государства и не проявили должную заботу о ней, хотя обязаны были это сделать.  

По мнению Жиделевой Т.Ф., номер её очереди указывает не на очередность, определенной категорией ветеранов, в частности вдов ветеранов ВОВ,  а на очередность общей льготной очереди нуждающихся. При этом, она как член семьи погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, являющаяся по условиям проживания, нуждающейся в улучшении жилищных условий, но по объективным причинам своевременно не вставшая в очередь нуждающихся, не может быть поставлена в неравное положение с такой же категорией граждан, которые своевременно встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года.

Кроме того, представитель Жиделевой Т.Ф. по доверенности Петрова В.В. в своей жалобе указывает, что судом также было нарушено её право на судебную защиту, так как суд не дал ей в первом судебном заседании объяснить свою позицию, не принял во внимание приведенные ею доводы и доказательства. Также судебное заседание было проведено в её отсутствие, несмотря на то, что она до его начала позвонила секретарю суда, и сообщила, что не может явиться в суд по состоянию здоровья.

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Жиделевой Т.Ф., представителя ответчика Правительства Ульяновской области, представителей третьих лиц  администрации города Ульяновска, Главного управления труда, занятости и социального благополучия  Ульяновской области, отдела по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства  РФ по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Жиделева Т.Ф., *** года рождения, с 2001 года зарегистрирована одна в комнате общежития *** по адресу: ***.

Иных жилых помещений на праве пользования или на праве собственности у истицы не имеется. Учётной нормой площади жилого помещения в соответствии с нормативами по МО «город Ульяновск» истица не обеспечена.

19.01.2015 истица впервые обратилась с письменным заявлением в администрацию города Ульяновска с просьбой признать ее нуждающейся в жилом помещении в целях дальнейшего обеспечения жильем в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах».

Решением комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 12.02.2015 (протокол № 4) Жиделева Т.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании письменного заявления истица  с даты постановки на учет нуждающихся (с 12.02.2015) включена в Список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.03.2005, по Ульяновской области на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (на дату рассмотрения настоящего гражданского дела номер очереди истицы – 89).

В  соответствии  с п.п.  3 п. 1 ст. 13 Федерального  закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Пункт 4 части 1 статьи 21 данного Федерального закона предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в частности, такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, ветераны и инвалиды ВОВ, а также члены их семей, вставшие на учет нуждающихся после 01.01.2005, могут быть обеспечены жильем только в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом не учитывается их имущественное положение.

Право истицы на обеспечение  жилым помещением в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» сторонами не оспаривается.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из пункта 1 данного Указа следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил  считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области  от 02.05.06 г. №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на  Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в  Главное управление труда. занятости и социального благополучия Ульяновской области.

Главное управление на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

Поскольку ни истицей, не ее представителем  не оспаривается ни дата первичного обращения Жиделевой Т.Ф. в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, ни дата постановки ее на учет нуждающихся – 12.02.2015, а также учитывая то, что ответчик не оспаривает само право истицы на обеспечение ее жилым помещением, указывая на то, что она будет таковым обеспечена в порядке очередности, суд правомерно отказал истице в удовлетворении исковых требований об обязании администрации города Ульяновска обеспечить ее жилым помещением во  внеочередном порядке.

Доводы апелляционных жалоб истицы и ее представителя в части того, что право на обеспечение жилой площадью за счет средств Федерального бюджета возникло у Жиделевой Т.Ф. в 2001 году, соответственно именно с данного времени она подлежала учету как нуждающаяся и несвоевременное обеспечение жильем истицы имело место по вине  сотрудников Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, а потому  истица подлежит обеспечению жильем в первоочередном порядке, не основаны на законе.

В силу действующего законодательства  постановка на учет нуждающихся осуществляется только на заявительной основе и без соответствующего письменного заявления лица не осуществляется не зависимо от наличия у такого лица прав на признание его нуждающимся. При этом причина, по которой истица ранее не обращалась с заявлением о признании ее нуждающейся, в том числе и не знание ею закона и наличие преклонного возраста, а также то, что работники социальной защиты лично ей не разъяснили ее право на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий, правового значения не имеют.

Более того, в средствах массовой информации (радио, телевизор, интернет, периодическая печать) неоднократно освещались  права граждан, в том числе и права  вдов ветеранов ВОВ на улучшение жилищных условий. Соответственно  истица, а также ее представитель – дочь Петрова В.В. имели возможность с 2001 года узнать об имеющихся у истицы правах на обеспечение жильем и обратиться  с соответствующим заявлением  на получение жилья.

Законодательно закрепленной обязанности  органов социальной защиты по доведению до каждого ветерана, члена семьи умершего ветерана ВОВ, информации о предоставляемых им правах и льготах, и тем более, постановки их на учет нуждающихся в отсутствии письменного заявлении, не имеется.

Доводы апелляционных жалоб в части того, что суд не проверил  номер очередности истицы в числе вдов ветеранов ВОВ, не состоятельны и не основаны на материалах дел.

Так, ответчиком представлена выписка из Списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.03.2005 по Ульяновской области, согласно которому  истица зарегистрирована под № 89. Не доверять данному документу у суда оснований не имеется.

Поскольку  88 человек обратились с заявлением об обеспечении их жилым помещением  ранее истицы, соответственно первоочередное предоставление ей жилого помещения  приведет к нарушению их прав.

При этом, доводы апелляционных жалобы о том, что истица, имея право на обеспечение жилым помещением до 2005 года, в настоящее время поставлена в неравное положение с теми, кто обратился с соответствующим заявлением до 01.03.2005, ни на чем не основаны, а потому  не ставят под сомнение правильность принятого решения.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Доводы апелляционной жалобы представителя истицы Петровой В.В. в части того, что судебное заседание было проведено в ее отсутствие, тем самым она была лишена возможности приводить доводы в обоснование иска, не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, влекущих бесспорною отмену   судебного решения.

В силу ст. 167 ГПК РФ  в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки  уважительными.

Петрова В.В, была извещена о судебном заседании от 10.02.2016 своевременно и надлежащим образом.

10.02.2016 она позвонила секретарю и сообщила, что не может явиться в связи с плохим самочувствием, однако документально это не подтвердила. Медицинские документы, подтверждающие невозможность ее явки в судебное заседание представлены не были.

Учитывая вышеизложенное и то, что  в судебное заседание явился представитель истицы адвокат Котельников В.А., суд  правомерно рассмотрел дело по существу в отсутствии Петровой В.В. При этом права истицы нарушены не были.

Доводы, которые Петрова В.В. хотела привести в обоснование исковых требований ею были изложены в апелляционной жалобе, а также  высказаны в ходе судебного заседания в апелляционной инстанции. Однако ни один из них правового значения не имеет и соответственно на существо принятого судом решения не   влияет.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Жиделевой Т*** Ф*** и представителя Жиделевой Т*** Ф*** по доверенности Петровой В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: