Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 10.05.2016, опубликован на сайте 23.05.2016 под номером 58887, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Мягков А.С.                                                               Дело № 33- 2249/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   10 мая 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А. и Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 февраля 2016 года, по  которому постановлено:

Исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Попова С*** Е*** в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 *** (из расчета 37.5 мг на кг. в сутки), *** (из расчета 50 мг. на кг. в сутки), *** 5мг. №10 – незаконным.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Попова С*** Е*** убытки, связанные с приобретением лекарственных средств, в сумме 12662 руб. 41 коп.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области своевременно обеспечивать Попова С*** Е*** медицинскими препаратами *** (из расчета 37.5 мг на кг. в сутки), *** (из расчета 50 мг. на кг. в сутки), *** 5мг. №10.

В остальной части в удовлетворении искового заявления отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района, действуя в интересах несовершеннолетнего Попова С*** Е*** обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, ГУЗ «Ново-Майнская городская больница» о признании бездействия незаконными, об обязании обеспечить медицинскими препаратами и детским питанием, о взыскании денежных средств за приобретенные медицинские препараты.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Попов СЕ. , *** г.р., согласно выписке эпикризы ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева», справки Управления Пенсионного фонда России в г.Димитровграде и Мелекесском районе и справке ГУЗ Ново-Майнская городская больница является р***, а также признан нуждающимся в непрерывном систематическом употреблении: лекарственных средств *** 250 мг (37.5 мг на кг. в сутки), *** 500 мг, *** 500 мг №30, *** 5 мг.№10.

Попову СЕ. поставлен диагноз - ***.

Несмотря на назначения врача, Попов СЕ. фактически в течение 2015 года указанными лекарственными средствами обеспечивался нерегулярно.

В этой связи, мать несовершеннолетнего П*** А.И. была вынуждена потратить собственные денежные средства в размере: 550 рублей 81 копейка (*** 682 рубля (*** 500 мг. №30); 3238,80 руб. (*** 500 мг в количестве 2 штук), 4858, 20 руб. (*** 500 мг в количестве 3 штук), 3332,60 руб. (*** 5 мг.№10), - на общую сумму 12662 рубля 41 копейка на приобретение указанных медицинских препаратов.

Кроме того, Попов С.Е., как р*** имеет право на бесплатное детское питание с 2014 года, однако указанное питание он в период с 2014 года по 2016 год не получал.

С учетом уточненных исковых требований просил признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Ново-Майнская городская больница», выразившееся в несвоевременном обеспечении Попова С.Е. медицинскими препаратами - «*** 250 мг (37.5 мг на кг. в сутки), *** 500 мг, *** 500 мг №30, *** 5 мг.№10 - незаконным.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Попова С.Е. денежные средства в размере 12662 рубля 41 копейка, затраченные на приобретение указанных медицинских изделий.

Обязать ответчиков своевременно обеспечивать медицинскими препаратами *** 250 мг (37.5 мг на кг. в сутки), *** 500 мг, *** 500 мг №30, *** 5 мг.№10, а также детским питанием Попова С.Е.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить  как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению Попова С.Е.  лекарственными препаратами «*** и «*** Кроме того, не принято во внимание, что лекарственный препарат «*** лечащим врачом «Ново-Майнская городская больница» не назначался  и рецепт на него не выписывался.

В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Мелекесского района Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями.

(п.2.4 Порядка).

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (п.2.7 Порядка).

Как усматривается из материалов дела Попов Степан Евгеньевич 17.09.2013 года рождения является «ребенком-инвалидом» с 2014 года. Согласно медицинской карте инвалида ему было рекомендовано продолжить постоянный прием ***) принимать постоянно длительно; *** принимать постоянно длительно, отмена только неврологом. Так же на данные препараты истцу выписывались рецепты.

Согласно отзыву на исковое заявление и.о. главного врача Ново-Майнской городской больницы заявка на лекарственные препараты на 2015 год была сформирована ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России г. Димитровград в октябре 2014 года. Ребенок на Новомайнском врачебном участке стал наблюдаться с января 2015 года. В связи с переменой места жительства ребенка, больницей было направлено письмо в отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Ульяновской области о проведении коррекции заявки. Но ответа не поступило.

Данные препараты  ребенку стали выписываться с марта 2015 года и согласно заявлению матери ребенка, в связи с отсутствием данных препаратов в аптеке, она была вынуждена их приобретать за свой счет.

Таким образом, Министерством здравоохранения Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно.

Вывод суда о том, что истец был лишен бесплатного обеспечения лекарственным препаратом в необходимом количестве, поскольку указанный препарат отсутствовал в аптечном пункте, основан на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, сомнений в правильности которой, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, у судебной коллегии не имеется.

В результате бездействия, допущенного Министерством здравоохранения Ульяновской области, мать ребенка вынуждена была приобретать лекарственные препараты за собственные средства.

В этой связи суд правомерно признал незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении лекарственными препаратами Попова С*** Е*** в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 «*** ***  и взыскал расходы по приобретению данных лекарств.

Доказательств того, что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном врачом, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было. Выписка из системы РМИС по лекарственному обеспечению, приложенная  к апелляционной жалобе нельзя признать доказательством, свидетельствующим обеспечение истца лекарственными препаратами в необходимом количестве.

Истицей были приобретены препараты   *** - 682руб., ***  -3238,80 руб. и 4 858,20 руб., всего на сумму  8 779 руб., которые обоснованно взысканы судом с ответчика.

Решение суда в части взыскания расходов по приобретению *** 5мг. №10 в сумме 3332 руб.60 коп. и обязании Министерство здравоохранения Ульяновской области своевременно обеспечивать Попова С*** Е*** данным лекарственным препаратом, подлежит отмене. Данный препарат был рекомендован врачом-офтальмологом ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева. Непосредственно лечащим врачом несовершеннолетнего Попова С.Е. данный лекарственный препарат не назначался и бесплатный рецепт не выписывался. В связи с этим оснований у суда для удовлетворения требований прокурора в этой части, не имелось.

В части взыскания 550 руб.81 коп., судебная коллегия полагает, что истцом не доказано, что данная сумма была потрачена на приобретение препарата ***, представленный чек не содержит эти сведения.

В связи с этим, размер убытков связанных с приобретением лекарственных средств и подлежащих взысканию  с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца подлежит уменьшению до 8 779 руб.

Доводы в апелляционной жалобе на выполнение министерством здравоохранения Ульяновской области своих функций в полном объеме - проведение торгов и заключение государственного контракта на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в пределах выделенного финансирования, не свидетельствуют об отсутствии со стороны ответчика нарушений прав истца на получение необходимых ему по состоянию здоровья лекарственных средств, изделий медицинского назначения, и, как следствие, ущемления гарантированных ему Конституцией Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь(ст. ст. 7, 41).

В связи с этим решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 февраля 2016 года в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Попова С*** Е*** и обязании обеспечения  лекарственным препаратом *** 5мг. №10, отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении требований прокурора о признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Попова С*** Е*** и обязании обеспечения  лекарственным препаратом Р*** 5мг. №10, отказать.

Размер убытков связанных с приобретением лекарственных средств и подлежащих взысканию  с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Попова С*** Е*** уменьшить до 8 779 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: