УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мяльдзина
С.Н. дело № 33-2107/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
10 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 16 февраля 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить
частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Вражкина А*** Н***, *** года рождения, жилым помещением
по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Вражкина А*** Н*** в
Цильнинском районе Ульяновской области жилым
помещением по договору найма
специализированного жилого помещения.
В удовлетворении
исковых требований к отделу опеки и
попечительства - МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО
«Цильнинский район» Ульяновской области прокурору Цильнинского района
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., прокурора Николаевой
Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Цильнинского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Вражкина А.Н. к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании
незаконным бездействия и предоставлении
специализированного жилого помещения по договору найма специализированного
жилого помещения. В обоснование иска указал, что Вражкин А.Н. является лицом из
числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в
собственности не имеет. 23.07.2015 Вражкин А.Н.
включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области, с
правом на предоставление жилого помещения на территории Ульяновской области,
однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просил признать
незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области и отдела опеки и попечительства МУ
Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район»
Ульяновской области по своевременному обеспечению Вражкина А.Н.
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и
обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области обеспечить
Вражкина А.Н. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма в
Цильнинском районе Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
Указывает, что Вражкин А.Н. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, однако не обеспечен жилым помещением из-за отсутствия
в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области
квартир. Кроме того, внеочередное обеспечения истца жильем приведет к нарушению
прав иных лиц, включенных в Список.
Дело рассмотрено в отсутствие Вражкина А.Н., Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ
Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район»
Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Вражкин А.Н. является лицом
из числа детей, оставшихся без попечения родителей: его отец - В*** Н.И. умер ***,
мать - В*** Н.В. лишена родительских прав
решением Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 26.08.2010.
Постановлением администрации МО «Цильнинский район» от
06.10.2010 №1077-П
несовершеннолетнему Вражкина
А.Н. назначен опекун, закреплено
право пользования жилым помещением по адресу: ***, в котором он
зарегистрирован. Между тем, Постановлением
администрации МО
«Цильнинское городское поселение» от
24.11.2014 № 196 указанное жилое
помещение признано непригодным для
постоянного проживания, фактически истец проживает по месту жительства
опекуна. Приказом от 22.12.2014 № 40 МУ
КЦСОН МО «Цильнинский район» Вражкин А.Н. признан имеющим право на обеспечение
специализированным жилым помещением по договору найма специализированного
жилого помещения.
С ***.2013 по
настоящее время Вражкин А.Н.
обучается в ***.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и
спорта Ульяновской области от ***2015 Вражкин А.Н. включен в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилье Вражкину А.Н. до настоящего времени не
предоставлено, прокурор Цильнинского района Ульяновской
области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Вражкина А.Н., не
установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1
ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания
и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по
договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста
18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока
пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи
указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве
условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного
жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО
дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную
или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания
пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в
учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по
окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального
обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по
призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории
Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты
находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или
патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в
случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом
помещении.
Поскольку Вражкин А.Н., относящийся к кругу лиц, подлежащих
льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве
собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к
правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Министерством строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в
апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального
образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства
формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в
соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций),
выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности
среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от
16 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: