УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Орлова С.Н. Дело №
33- 2245/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
10 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 17 февраля 2016 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в
интересах Федотовой Т*** П*** к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской
области по своевременному обеспечению Федотовой Т*** П*** жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области обеспечить Федотову Т*** П*** жилым помещением по
договору найма специализированного жилого
помещения в муниципальном образовании
«город Димитровград» Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы
Федотовой Т.П., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение
прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Федотовой Т. П.
обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении в предоставлении жилого помещения
по договору найма специализированного
жилого помещения.
В
обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было
установлено, что Федотова Т.П., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Мать
истицы была лишена родительских прав, отец ограничен в родительских
правах. Постановлением администрации
г.Димитровграда Ульяновской области № 2***
от 17 марта 1998 года Федотова
Т.П. была помещена в
социально-реабилитационный центр, за ней
было закреплено жилое помещение по адресу г.Д***
До
совершеннолетия Федотова Т.П. воспитывалась в
О***. Закрепленное за ней жилое помещение по адресу г.Д*** является
аварийным и признано непригодным для проживания.
Федотова
Т.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не
предоставлено.
С
учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области по своевременному обеспечению
истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить истицу Федотову Т.П. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права
других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления
Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Федотова Т.П. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.
Дело рассмотрено в отсутствие
ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Федотова Т.П. относится к
числу детей, оставшихся без попечения
родителей.
Истица закрепленного жилья не имеет,
включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области.
До настоящего времени жилым помещением истица не обеспечена, что нарушает ее жилищные
права, в связи с чем прокурор обратился в суд в защиту ее
интересов с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Федотовой Т.П., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее -
Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Ссылка в жалобе на возможность получения истицей
ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием
к отмене решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не
освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Федотовой Т.П. специализированным
жильем.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: