Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в иске о возложении обязанности по получению разрешительной документации на реконструкцию объекта недвижимости
Документ от 19.04.2016, опубликован на сайте 04.05.2016 под номером 58730, 2-я гражданская, об обязании получить разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию здания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                                         Дело № 33-1718/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            19 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Аладина П.К., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 декабря 2015 года, по которому постановлено:

 

В  удовлетворении иска   прокурора  Ленинского района  г. Ульяновска  к  обществу с ограниченной  ответственностью «РАДУГА» о возложении обязанности   по получению в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешение на ввод в эксплуатацию здания, общей площадью 3681,9 кв. м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: г.У***, пр. ***, д. *** – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Сальникова А.А., просившего удовлетворить апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска по доводам, в нем изложенным, пояснения представителей ООО «Радуга» Хмелевой Н.Л. и Курбатовой И.М., просивших отказать в удовлетворении апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц и МО «город Ульяновск», обратился в суд с иском к ООО «РАДУГА» о возложении обязанности на ответчика получить разрешение на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.

Требования   мотивированы  тем, что   проведенной    прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверкой в деятельности ООО   «РАДУГА» выявлены  нарушения   градостроительного законодательства при   эксплуатации  здания по  адресу: г. У***,  пр. ***, д. ***. Указанный    объект представляет собой здание 1976 года постройки, ранее эксплуатировался    заводом «***» в качестве азотно-­компрессорной станции для производства газообразного и жидкого азота и сжатого воздуха. С сентября 2014 года   указанный объект  используется ООО «РАДУГА» в   качестве торгового центра. Изменение технологического назначения здания (с азотно-компрессорной станции на торговый центр) привело к изменению его параметров, в результате чего произошла реконструкция указанного объекта. Однако реконструкция осуществлена без разработки проектной документации, получения положительного заключения экспертизы, а также без соответствующего разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Эксплуатация объекта капитального строительства без соответствующей разрешительной документации создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. 

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по  управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства  администрации г. Ульяновска. 

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

 

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит решение суда отменить.

Представление мотивировано тем, что поскольку здание по адресу: г. У***, пр. ***, д. ***, подвергнуто реконструкции, то она (реконструкция) влияет на его надежность и безопасность. При этом эксплуатация здания без наличия разрешительной документации недопустима. Заключение судебной строительно-технической экспертизы является противоречивым. Выводы экспертов о безопасности реконструированного объекта для жизни и здоровья человека необоснованны. Эксперты не имели соответствующего образования и квалификации для проведения исследований. В назначении по делу экспертизы не было целесообразности.

 

В возражениях на апелляционное представление ООО «РАДУГА» просит отказать в его удовлетворении.

 

Администрация города Ульяновска просила рассмотреть апелляционное представление прокурора в отсутствие своего представителя, указывая на то, что представление удовлетворению не подлежит, поскольку суд вынес законное и обоснованное решение.

 

Рассмотрев доводы апелляционного представления, возражений на него,  изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанции не находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что ООО «РАДУГА» является собственником здания общей площадью 3681,9 кв. м по адресу: У*** область, г. У***, проспект ***, д. ***.

 

Объект недвижимости представляет собой здание 1976 года постройки, которое в период с 1976 по 2006 гг. эксплуатировалось заводом «***» в качестве азотно-компрессорной станции для производства газообразного и жидкого азота и сжатого воздуха.

 

С сентября 2014 года объект эксплуатируется  ООО   «РАДУГА»  как торговый центр.

 

В соответствии с п. 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

 

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор его мотивировал тем, что:

- ООО «Радуга» произвело реконструкцию спорного объекта капитального строительства, которая привела к изменению его параметров;

- работы по реконструкции объекта недвижимости привели к изменению его несущих конструкций и систем инженерного оборудования;

- в результате реконструкции произошло изменение существующего объекта;

- новый объект недвижимости не тождественен ранее существовавшему объекту, и, следовательно, он не соответствует правоустанавливающим документам на него;

- поскольку для реконструкции объекта капитального строительства необходимы разрешение на их выполнение, акт приемки и разрешение на ввод в эксплуатацию, то на ответчика в настоящее время должна быть возложена обязанность получить эти документы.

 

Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что осуществленные им работы по изменению объекта капитального строительства не затрагивали конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, и, кроме того, проведенные работы не привели к превышению предельных параметров, установленных градостроительным регламентом.

 

МО «город Ульяновск» в лице своей администрации, в чьих интересах обратился в суд прокурор, также возражало против его удовлетворения, поскольку проведенные ответчиком работы по реконструкции здания не затронули его конструктивные и другие характеристики надежности, безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, поэтому ООО «Радуга» не требовалось получать разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию здания.

 

Поскольку ответы на поставленные прокурором вопросы требовали специальных знаний, суд назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу (ст. 79 ГПК РФ).

 

Из выводов экспертного заключения от 09 октября 2015 года № *** следует:

1) Техническое состояние несущих конструкций каркаса и навесных стен здания, общей площадью 3681,9 кв. м кадастровый номер ***, расположенного по адресу: г. У***, пр. ***, д. *** является, в соответствии с классификацией п. 3 СП 13-102-2003, работоспособными.

В исследовательской части экспертного заключения экспертами отмечено, что ими было проведено обследование железобетонных несущих конструкций объекта, которое показало, что:

а) техническое состояние плит покрытия обеспечивает возможность безопасной эксплуатации объекта;

б) требования безопасности по прочности и устойчивости конструкций в целом обеспечены;

в) техническое состояние плит покрытия работоспособное;

 

а) техническое состояние стропильных железобетонных ферм объекта обеспечивает возможность безопасной эксплуатации объекта под проектными нагрузками;

б) требования безопасности по прочности и устойчивости конструкций обеспечены;

в) техническое состояние ферм работоспособное;

 

а) техническое состояние железобетонных колонн обеспечивает возможность безопасной эксплуатации объекта;

б) требования безопасности по прочности и устойчивости конструкций обеспечены;

в) техническое состояние колонн работоспособное;

 

а) выявленное техническое состояние ограждающих конструкций обеспечивает возможность безопасной эксплуатации объекта;

б) требования безопасности по прочности и устойчивости конструкций обеспечены;

в) техническое состояние конструкций здания нормативное, количественные и качественные значения параметров всех критерий оценки технического состояния строительных конструкций соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения;

 

2) Здание торгового центра «ДА», расположенного по адресу: г. У***,  пр. ***, д. ***, соответствует требованиям нормативно-технической документации и может эксплуатироваться как торговый центр;

 

3) Здание общей площадью 3681,9 кв. м, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: г. У***,  пр. ***, д. ***, соответствует требованиям безопасности в соответствии с критериями, приведенными в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в заявленном виде.

 

В исследовательской части экспертного заключения экспертами отмечено, что ими было проведено обследование железобетонных несущих конструкций объекта, которое показало, что:

а) по механической безопасности – требования механической безопасности подлежащего исследованию здания выполнены;

б) по пожарной безопасности – здание целиком выполнено из несгораемых конструкций, параметры входов и путей движения людей, наличие противопожарных разрывов, путей подъезда техники, в том числе пожарной обеспечены, следовательно, требования противопожарной безопасности здания, выполнены;

в) по безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях – здание первоначально проектировалось и эксплуатировалось в качестве азотно-компрессорной станции, безопасность которой при опасных природных процессах и техногенных воздействиях существенно выше, чем использование здания, после реконструкции; ни одно из действий, изменивших конструктивные параметры здания, не привело к снижению безопасности по параметрам, оговоренным в статьях 9 и 18 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (безопасность при природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействий);

г) по  обеспечению безопасных для здоровья человека условий проживания и  пребывания в зданиях и сооружениях - требования статей 19-29 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», оговаривающие параметры здания для обеспечения безопасных для здоровья человека условий  пребывания в здании, выполнены путем применения в здании типовых технических решений по обеспечению качества воздуха (система вентиляции и кондиционирования), воды (система водоснабжения), освещения (система электроосвещения) и других инженерных систем. Ряд требований, такие как защита от ионизирующего излучения, вибрации и т.п. для данного здания неактуальны;

д-е) по обеспечению безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - здание в настоящее время целиком одноэтажное, внутренних перепадов высот в нём нет, параметры прилегающей территории входной группы в здание соответствуют требованиям статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в  части обеспечения безопасности для пользователей и доступности здания для инвалидов и других групп населения в ограниченными возможностями передвижения;

ж) по энергетической эффективности зданий и сооружений - требования данного  раздела выходят за рамки экспертизы и носят экономический характер, так как снижение энергетической эффективности приводит к увеличению эксплуатационных расходов и никак не влияет на безопасность эксплуатации здания;

з) по безопасному уровню воздействия зданий и сооружений на окружающую среду  -  здание первоначально проектировалось и эксплуатировалось в качестве азотно-компрессорной станции, воздействие которой на природную среду существенно выше, чем и современном использовании здания, следовательно, требования статей 14 и 32 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»  в  здании  на   момент проведения экспертизы выполнены.

 

4) Здание торгового центра «ДА», расположенное по адресу: г. У***, пр. ***, д. ***, безопасно для эксплуатации его в заявленном виде, как торговый центр;

 

5) Проведенные работы по реконструкции здания, расположенного по адресу: г. У***, пр. ***, д. *** (лит. «Е», согласно техническому паспорту), не затронули его конструктивные и другие характеристики надежности, безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В исследовательской части экспертного заключения экспертами отмечено, что:

- при проведении работ по реконструкции основные несущие конструкции здания не были затронуты (демонтированы, смещены, повреждены тем или иным способом);

- устройство вновь установленных конструкций, взамен демонтированных – не привело к увеличению эксплуатационных нагрузок, а напротив – привело к снижению их на каркас здания.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку в судебном заседании  не нашел  подтверждение довод истца о том, что в результате реконструкции спорного объекта были превышены предельные параметры разрешенного строительства, а произведенные изменения затронули конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности.

 

Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, суд апелляционной инстанции с ними соглашается, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют требованиям норм материального права.

 

Апелляционное представление не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

 

Изложенные в апелляционном представлении доводы повторяют позицию процессуального истца, которую он занял в суде первой инстанции, которой суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому они подлежат отклонению, поскольку не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

 

Несогласие прокурора с выводами судебной экспертизы не влечет невозможность использовать заключение экспертов в качестве доказательства, при том, что составлено оно компетентными лицами, имеющими специальные познания в области исследования.

 

Экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», порядок проведения экспертизы не нарушен, в тексте заключения подробно отражен процесс исследования, указано на источники примененных данных и обоснованы выводы.

 

Кроме того, в суде первой инстанции процессуальным истцом и в суде второй инстанции его представителем выводы экспертов не опровергнуты, вопрос о назначении по делу дополнительной либо повторной экспертизы не ставился.

 

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 29 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: