Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 26.04.2016, опубликован на сайте 29.04.2016 под номером 58677, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилогого помещения в г. Инза Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаевой Е.С.                                                              Дело № 33-1852/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  26 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Камышанского И*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Камышанского И*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Инза Ульяновской области.

В удовлетворении иска, предъявленного к Управлению образования МО «Барышский район», прокурору Барышского района отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском  в интересах Камышанского И.В. к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности обеспечить специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в г. Инза Ульяновской области.

В обоснование иска указано, что Камышанский И.В.  *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать К*** Г.А., решением И*** городского суда Ульяновской области от ***.2000   лишена родительских прав в отношении сына. Камышанский И.В.  закрепленного жилого помещения не имеет, временно, в связи с обучением в ***, проживает и зарегистрирован по адресу: ***.

Камышанский И.В.  на момент прокурорской проверки достиг совершеннолетия, обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения в г. Инза Ульяновской области, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня такое жилое помещение ему не предоставлено

Просил суд просил признать  незаконным бездействие ответчиков по своевременному обеспечению истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Инза Ульяновской области и возложить на ответчиков обязанность обеспечить Камышанского И.В.  специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Инза Ульяновской области

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Камышанский И.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, истец не был обеспечен жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом истец не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. Также Камышанский И.В. имеет право, обратиться к ответчику  с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Камышанский И.В., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением  И*** районного суда Ульяновской области от ***.2000 мать истца – К*** Г.А. лишена в отношении него родительских прав.

Отец в актовую запись о рождении истца вписан со слов матери.

Постановлением главы администрации  Инзенского района Ульяновской области от ***.2000  Камышанский И.В. помещен в детское государственное учреждение. Жилые помещения за истцом не закреплялись.

Постановлением  главы администрации  МО «Инзенский район» Ульяновской области от ***.2010  истец  поставлен на регистрационный учет в целях обеспечения жилым помещением.

Согласно сведениям  УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Камышанский И.В. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

***.2013 Камышанский И.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Камышанский И.В. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Барышского  района Ульяновской области, действующего в интересах  Камышанского И.В. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает истца права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 28 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: