Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на при обретение или строительство жилья
Документ от 19.04.2016, опубликован на сайте 29.04.2016 под номером 58600, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сычёва О.А.                                                                Дело № 33-1893/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Фомина С*** Ю*** удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии ФСИН России от *** декабря  2014 года об отказе в постановке Фомина С*** Ю*** на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Фомина С*** Ю*** на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека с *** ноября 2013 года.

В удовлетворении исковых требований Фомина С*** Ю*** к УФСИН России по Ульяновской области  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Фомина С.Ю., возражавшего против доводов жалобы, представителя ответчика Федеральной службы исполнения наказаний РФ Гасанова М.С., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фомин С.Ю. обратился в суд иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний РФ о признании незаконным решения  Комиссии ФСИН России, о возложении обязанности  поставить истца на учет для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения  или строительства жилого  помещения.

В обоснование иска указано, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности ***. Истец в установленном порядке  обратился в Территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и представил необходимые документы секретарю комиссии. Заявление истца было направлено в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты. Решением Комиссии ФСИН России от *** декабря  2014 года истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.  Истец считает принятое Комиссией ФСИН России ***.12.2014 (протокол № 26) решение необоснованным и незаконным.

Просил решение Комиссии ФСИН России отменить, возложить обязанность на ответчиков поставить истца на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека с *** ноября 2013 года.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний России  не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вместе с тем, судом в решении не дана надлежащая оценка устным и письменным доводам представителя ФСИН России, относительно отсутствия  финансовых лицевых счетов с мест жительства Фомина С.Ю. и совместно проживающих членов его семьи за последние пять лет до подачи им заявления о постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.

Заявление Фомина С.Ю. поступило на рассмотрение Территориальной подкомиссии УФСИН РФ по Ульяновской области ***11.2013, то есть Фомин С.Ю. обязан был предоставить копии финансовых лицевых счетов по вышеуказанным адресам с 05.11.2008 г.

Вместо копий финансовых лицевых счетов им были представлены справки формы № 8 по следующим адресам: ***; ***; ***.

Копия финансового лицевого счета им была предоставлена только по адресу: ***.

Кроме того, суд необоснованно отклонил доводы ответчика о том, что истец сознательно ухудшил свои жилищные условия, отказавшись в пользу матери от вступления в наследственные права после смерти отца.

Несмотря на то, что принятие наследства является правом наследника, отказ на его принятие является намеренным действием (аналогичным отчуждению части жилого помещения) Фомина С.Ю., повлекшим ухудшение его жилищных условий, что свидетельствует о наличии у Фомина С.Ю. права на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Удовлетворяя  исковые требования Фомина С.Ю. о признании незаконным решение Комиссии ФСИН России от 02.12.2014 об отказе в постановке Фомина С.Ю. на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и обязании ответчика  поставить Фомина С.Ю. на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека с ***11.2013, суд необоснованно исходил из доказанности  факта представления истцом  документов в полном объеме, а также нуждаемости истца в обеспечении жилым помещением.

В связи с этим  решение  Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 21.01.2016 года подлежит отмене.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

01.01.2013  вступил в силу Федеральный закон от 30.12. 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, в том числе связанные с обеспечением жилыми помещениями  сотрудников  уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2013  № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, членам их семей и уволенным сотрудникам.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.4 Порядка).

Во исполнение п. 5 указанного Порядка в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются в том числе и выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения. А также  документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Приказом  ФСИН России от 29.08.2013 № 496 утвержден Порядок  формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Указанный документ действовал до 13.12.2014, то есть на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно п. 7 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России); комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии).

В силу п. 10, 10.1. Порядка Территориальные подкомиссии осуществляют следующие функции в отношении указанных в п.7 сотрудников УИС: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.

В соответствии с п. 19. Порядка документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.

Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений (п. 20 Порядка): о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.

Во исполнение п. 21. Порядка в протоколе заседания Комиссии ФСИН России указываются основания принятых решений.

Из материалов дела следует, что Фомин С.Ю., *** внутренней службы,  проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности ***, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет ***01.2016.  

Выслуга Фомина С.Ю.  на ***.11.2013 составляла 19 лет 2 месяца 14 дней, что подтверждается его послужным списком.

***11.2013 истец обратился в Территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и представил пакет документов секретарю комиссии. Документы были проверены, приняты.

Заявление истца было рассмотрено Территориальной подкомиссией ***.11.2013  с принятием решения  УФСИН России по Ульяновской области о направлении пакета документов, представленных Фоминым С.Ю. в УФСИН России по Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением Комиссии ФСИН России от ***.12.2014 истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013  № 369. 

Как следует из представленных документов Фомин С.Ю. с 13.07.2012  постоянно зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу:  ***, общей площадью 44,7 кв.м. По указанному адресу также зарегистрированы и проживают: его супруга Ф*** С.А., дети Ф*** В.С. и Ф*** Е.С., а также  мать – Ф***  К.А. На момент обращения истца в территориальную подкомиссию в указанном жилом помещении был зарегистрирован и проживал его отец Ф*** Ю.В., который умер ***.

Изначально указанная квартира  находилась в общей долевой собственности Ф*** Ю.В. и Ф*** К.А., по 1\2 доли каждому. После смерти Ф*** Ю.В. единственным собственником квартиры стала Ф*** К.А., поскольку дети, в том числе и истец, отказались от наследства отца в пользу матери.  

В период с 29.12.2003  Фомин С.Ю., Ф*** С.А. с 03.02.2009, Ф*** Е.С. с 24.03.2006, Ф*** В.С, с 08.02.2012   и до 13.07.2012   были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ***, площадью 35,89 кв.м.  До 2009 года Ф*** С.А.  была зарегистрирована и проживала по адресу ***.

Квартира *** дома *** по ул.*** г. ***  Ф*** К.А. и Ю.В. была продана по договору купли-продажи от 04.07.2012.

Указанные документы были представлены истцом в полном объеме.

Представленными сведениями из  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, УОГУП БТИ следует, что в собственности истца Фомина С.Ю., его супруги и детей не имеется жилых помещений.

При этом, Фоминым С.Ю. в комиссию не представлялись сведения  о наличии у его матери Ф*** К.А. в собственности  иных жилых помещений.

Между тем, как следует из представленных суду документов Ф*** К.А. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира общей площадью 70,49 кв.м, расположенная по адресу ***. (договор купли-продажи от 04.07.2012, свидетельство о государственной регистрации  *** от ***07.2012).

Поскольку на момент подачи истцом заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Ф*** К.А. была зарегистрирована и проживала с истцом в одной квартире, т.е. фактически являлась и является в настоящее время членом его семьи, Фомин С.Ю. обязан был представить комиссии  в том числе и документы по данной квартире, чего им сделано не было. Равно как и не были представлены документы , в частности лицевые счета по всем жилым помещениям, где были зарегистрированы и проживали Фомины в последние пять лет до решения вопроса о постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении.

Исходя из вышеизложенного решение Комиссии ФСИН России от ***12.2014 об отказе в постановке Фомина С*** Ю*** на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с представлением неполного пакета документов является  законным и обоснованным.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3012.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012  N 283-ФЗ.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

Учитывая то, что  у Ф*** К.А. кроме  квартиры, где проживают она, истец, его жена и дочери общей площадь. 44,7 кв.м, в собственности также имеется трехкомнатная квартира общей площадью 70,49 кв.м, истец и члены его семьи обеспечены жилой площадью в размере 23,03 кв.м каждый ((44,7 кв.м. + 70,49 кв.м.): 5 чел. = 23,03 кв.м), т.е. более 15 кв.м, соответственно истец и члены его семьи  являются обеспеченными жилой площадью и правовых оснований на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья Фомин С.В. не имеет.

Более того, после смерти отца Ф*** Ю.В. истец отказался от принятия наследства в пользу матери. В состав наследства входила в том числе как 1\2 доли  квартиры, где в настоящее время проживает истец и члены его семьи, так и 1\2 доли  трехкомнатной квартиры по ул.***, поскольку последняя была приобретена супругами Ф***  К.А, и Ю.В. в период  брака, и Ф*** Ю.В. являлся участником  договора купли-продажи.

В соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять  на учете в качестве  имеющего права на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга, несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения  или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками  жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Поскольку  указанный  перечень не является исчерпывающим судебная коллегия приходит к выводу , что отказ Фомина С.Ю. от наследства в виде долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения общей площадью 44,7 кв.м., 70,49 кв.м, является намеренным ухудшением жилищных условий.

Таким образом, у Фомина С.Ю. отсутствуют правовые основания для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При таких обстоятельствах, исковые требования Фомина С.Ю. о признании незаконным решение Комиссии ФСИН России от ***.12.2014 возложении на  Федеральную службу исполнения наказаний РФ поставить Фомина С.Ю.  на учет нуждающихся   в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ***11.2013  удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 21 января 2016 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Фомина  С*** Ю*** к  Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии по постановке на учет для получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения незаконным, постановке на учет  для получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с ***11.2013 отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: