Печать
Закрыть окно
Судебный акт
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
Документ от 21.04.2016, опубликован на сайте 22.04.2016 под номером 58590, Президиум гражданский, , РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Связанные судебные акты:

О взыскании суммы переплаты пособия по уходлу за нетрудоспособным

Документ от 17.11.2015, опубликован на сайте 08.12.2015 под номером 55691, 2-я гражданская, О взыскании незаконно полученной суммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья  ***.                                                                       Дело № 44Га-5/2016

Апелляционная инстанция: ***.,

***.-докл.    

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е       

 

г. Ульяновск                                                                                        21 апреля 2016 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Максимова А.И.,

членов президиума  Болбиной Л.В., Шибковой И.В., Королёвой А.В., Колобковой О.Б., Киргизова И.В.

при секретаре Толмачевой А.В.

по докладу судьи Ульяновского областного суда Ермохиной Т.Н.,

рассмотрев по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 ноября 2015 года  дело  по иску указанного учреждения к Кутыревой Л*** В*** о взыскании полученной ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области  обратилось в суд с иском к Кутыревой Л.В. о взыскании незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.

В обоснование требований сослалось на то, что по заявлению от 19.12.2007 Кутыревой Л.В.   была назначена  ежемесячная компенсация по уходу за ребенком-инвалидом *** *** ***. В своем заявлении Кутырева Л.В. обязалась известить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты.

06.09.2012 ему (истцу) была представлена копия договора от 13.02.2008 о создании приемной семьи, по  условиям которого Кутыревой Л.В. выплачивалось вознаграждение за труд по воспитанию ребенка, о чем пенсионному органу своевременно сообщено не было.

Считают, что  ответчица как лицо, выполняющее оплачиваемую работу, права на ежемесячную выплату по Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 не имела. Поэтому в период с 01.03.2008 по 30.09.2012  ей необоснованно выплачена указанная компенсация в сумме 66 000 руб., которая и подлежит возврату за минусом добровольно погашенной суммы 1800 руб. 

 

Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.08.2015  в удовлетворении исковых требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Цильнинском районе Ульяновской области  отказано.

 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17.11.2015 решение районного суда оставлено без изменения.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Цильнинском районе Ульяновской области просит отменить принятые по делу судебные постановления как незаконные и удовлетворить заявленный иск.

 

Судьей Ульяновского областного суда Ермохиной Т.Н. вынесено определение о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в  судебном заседании президиума Ульяновского областного суда.

 

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Цильнинском районе Ульяновской области Емельянова А.Ю., президиум находит, что  вынесенные по спору судебные  постановления подлежат отмене.

 

Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 

В кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Цильнинском районе Ульяновской области указывается, что судебные акты по делу приняты  с существенным нарушением норм материального права. После назначения компенсационной выплаты  Кутырева Л.В. в соответствии с договором о создании приемной семьи получала вознаграждение за воспитание приемного ребенка. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что ответчица являлась неработающим лицом и имела право получать компенсационную выплату с 13 февраля 2008 года по 30 сентября 2012года, неправильно применив законодательство, регулирующее возникшие между сторонами правоотношения.

 

Доводы жалобы заслуживают внимания.

 

Из материалов дела следует, что назначение компенсационной выплаты произведено  истице по ее заявлению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Согласно данному Указу ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей устанавливались неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста восьмидесяти лет. Компенсационные выплаты устанавливались одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

 

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому выполнение обязанностей приемного родителя на возмездной основе по  договору о приемной семье нельзя считать оплачиваемой работой  и Кутырева Л.В. имела  право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за ребенком, не достигшим возраста 14 лет, на получение компенсационных выплат, связанных с уходом за нетрудоспособным гражданином.

С этими выводами суда согласилась апелляционная инстанция.

 

Между тем по смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

По закону (пп. 1 и 2 ст. 152 СК РФ) приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным  кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

В силу пункта 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом,  Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение  приемным родителям, денежные средства на содержание детей  и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения приемной семьи.

Из положений приведенных норм, а также пункта 1 статьи 145 СК РФ следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Ульяновской области от 04 октября 2006 года  N 137-ЗО  «О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Ульяновской области» предусмотрено, что приемным родителям устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение  в размере 4009 рублей за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, а также выплачиваются надбавки к установленному вознаграждению, состав и размер которых определяются частью 3 настоящей статьи. Приемным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавливается ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка в размере 236 рублей.

Размер указанных выплат ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, устанавливаемом Правительством Ульяновской области.

В зависимости от возраста и состояния здоровья приемных детей приемным родителям выплачиваются также  надбавки к установленному им вознаграждению.

Следовательно, региональное законодательство приравнивает получаемое приемными родителями вознаграждение к заработной плате.

В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, поэтому с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Из Методики определения объема субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансовое обеспечение государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю, следует, что в формулу определения объема субвенций включен размер начисляемых страховых взносов по обязательному страхованию приемных родителей для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Изложенное  при рассмотрении дела принято во внимание не было.

 

В связи с чем не было установлено и обстоятельств, выяснение которых вытекало из необходимости применения приведенных выше норм к  правоотношениям сторон.

В частности, по делу не установлено и не дано оценки тому, были ли перечислены  в оспариваемый период за Кутыреву Л.В. страховые взносы в пенсионный фонд, учтены ли они в расчетном пенсионном капитале ответчицы и включен ли этот период в страховой стаж.

 

Поэтому вывод о том, что Кутырева Л.В., осуществляющая воспитание приемного ребенка по договору о приемной семье, относилась к неработающим лицам, является преждевременным, а решение суда – не соответствующим требованиям закона.

Нельзя признать законным и определение судебной коллегии, оставившей решение суда без изменения.

Судебные акты  подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное и  разрешить спор сторон исходя из установленных по делу обстоятельств с соблюдением норм материального и процессуального права. 

 

Руководствуясь статьями 390, 391 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, президиум Ульяновского областного суда

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 августа 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 ноября 2015 года  отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же районный суд в ином составе судей.

 

Председательствующий                                                                          А.И. Максимов