УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева
Т.Л.
Дело № 33-1729/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 19 апреля 2016
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Тютькиной З.А.,
при секретаре Кузине
Д.Г.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 12 января 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в
интересах Князхановой И*** Д*** к администрации города Ульяновска о признании
незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении на администрацию города Ульяновска обязанности
рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №33 от 16 июля
2015 года.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной
комиссии вопрос о возможности признания жилого дома №*** по ул. *** г. У***
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение,
предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и
многоквартирного жилого дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 28.01.2006 года за №47.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А. и Князхановой И.Д.,
просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского района
г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Князхановой И.Д. к
администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения межведомственной
комиссии от 16 июля 2015 года № 33, возложении на ответчика обязанности
рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома №*** по
ул. *** в г.У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с принятием
решения, предусмотренного законом.
В обоснование иска указал,
что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска была проведена проверка
соблюдения требований жилищного законодательства администрацией г. Ульяновска
при решении вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
жилого дома №*** по ул. *** в г. У***.
При рассмотрении вопроса о
возможности признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции межведомственной комиссией было принято решение, не
предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 28 января 2006 года № 47. Собственникам
многоквартирного дома предложено представить документы, указанные в п.
45 Положения, а именно: заверенных копий правоустанавливающих
документов, технического паспорта многоквартирного дома, заключение
специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование
данного дома.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить, принять новое решение
об отказе в иске.
Жалоба мотивирована тем, что
принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной
комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъекта РФ или органов местного самоуправления. Оспариваемое решение от
16 июля 2015 года №33 вынесено в полном соответствии с требованиями закона,
оснований не доверять ему у суда не имелось.
В возражениях на жалобу
Князханова И.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу – без удовлетворения. В обоснование приводит доводы, ранее изложенные в
суде первой инстанции.
В судебное заседание не
явился представитель администрации г.Ульяновска. О дате и времени рассмотрения
дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная
коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия
приходит к следующему.
Частью 4
статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано
непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной
нормы
Правительством Российской Федерации принято Постановление
от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Князханова И.Д. является нанимателем квартиры № *** в
доме № *** по ул. ***. Вместе с ней в указанном доме проживают её родители К***
Д.Ш. и С.Х. и брат К*** А.Д.
03 июня 2015 года
специалистами Главной государственной инспекции регионального надзора
Ульяновской области было проведено обследование дома № *** по ул. ***. В ходе
осмотра установлено, что данный жилой дом
имеет трещины в межкомнатных перегородках и стенах с приблизительной шириной раскрытия до 2 см.,
разрушение, зыбкость, наличие
трещин, загнивание деревянных
стен дома по всему
периметру, разрушение штукатурно-окрасочного слоя и кирпичной кладки цоколя по всему периметру дома, провисание потолков во всех комнатах, клон, зыбкость, разрушение половых
досок во всех комнатах,
разрушение крыльца входа
квартиры на 2 этаж, в доме
отсутствует горячее и холодное
водоснабжение, водоотведение,
имеется печное отопление-печка на
две квартиры. По результатам осмотра дома Главной государственной инспекцией
регионального надзора Ульяновской области составлен акт, в адрес Главы
администрации г.Ульяновска направлено письмо о необходимости создания
межведомственной комиссии по признанию жилого дома непригодным для проживания,
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данный вопрос был
рассмотрен на заседании межведомственной комиссии 16 июля 2015 года. По
результатам рассмотрения принято решение № 33, которым собственникам
многоквартирного дома предложено представить документы, указанные в п. 45
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 года № 47, а именно: заявление
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение,
заключение специализированной организации, проводившей обследование
многоквартирного дома, технический паспорт многоквартирного дома, заявления,
письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по
усмотрению заявителя. Кроме того
разъяснено, что после предоставления документов межведомственной комиссией
будет принято одно из решений, предусмотренных п. 47 вышеприведенного
Положения.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности решения
межведомственной комиссии № 33 от 16 июля 2015 года.
Согласно п. 45 Данного Положения для рассмотрения вопроса
о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания
многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту
нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о
признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для
проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции;
б) копии
правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не
зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним;
в) в отношении
нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект
реконструкции нежилого помещения;
г) заключение
специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома,
- в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение
проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов
ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в
соответствии с абзацем
третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого
заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого
помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем
Положении требованиям;
е) заявления,
письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по
усмотрению заявителя.
Данный перечень
является исчерпывающим.
Таким образом,
требование предоставления от собственников многоквартирного дома технического
паспорта многоквартирного жилого дома, является незаконным.
Кроме того, в
соответствии с п. 45 (2) Положения, комиссия на основании межведомственных
запросов с использованием единой системы межведомственного электронного
взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного
электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о
правах на жилое помещение;
б) технический
паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты)
соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если
представление указанных документов в соответствии с абзацем
третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия
решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим)
установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе
запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля),
указанных в абзаце пятом
пункта 7 настоящего Положения.
При том администрацией г.Ульяновска не приведено
доказательств, свидетельствующих о невозможности получения документов в
электронной форме.
Пунктом 47 Положения
установлено, что по результатам работы
комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения
требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для
проживания;
о необходимости и возможности
проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при
необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения
утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в
соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их
завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии
помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований,
по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании
многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п.
42 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года за
№47, комиссия на основании заявления
собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании
заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным
к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в
настоящем Положении требованиям
и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также
признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу п. 46
Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа
государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и
принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47
настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования
оцениваемого помещения.
В нарушение
вышеприведенных положений законодательства межведомственной комиссией принято
решение, не предусмотренное п. 47 Положения.
Кроме того, из
имеющихся в материалах дела документов следует, что дом по ул. *** в г.У***,
1917 года постройки, деревянный. Вопрос о переселении жильцов из данного дома
решается с 2009 года. Из письма Комитета ЖКХ Мэрии г.Ульяновска от 02 ноября
2009 года следует, что указанный дом занесен в Городскую целевую программу по
«Переселению граждан г.Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда на
период с 2005-2010г.г. В 2009 году переселение жителей из данного дома не
планируется. Дальнейшее переселение будет производиться поэтапно по мере
выделения денежных средств из федерального и региональных бюджетов для
приобретения жилья для этих целей.
Впоследствии
реализация программы по переселению граждан города Ульяновска из ветхого и
аварийного жилищного фонда на период 2005-2010г.г., утвержденная постановлением
Ульяновской Городской Думы 02 июня 2004 года № 161, была приостановлена из-за
отсутствия финансирования (ответ председателя Комитета ЖКХ и экологии мэрии
г.Ульяновска о 22.03.2011).
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь
ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 12 января 2016 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: