УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Уланов А.В. Дело
№ 33- 1831/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
19 апреля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Чердаклинского районного
суда Ульяновской области от 18 января 2016 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Старомайнского
района Ульяновской области удовлетворить.
Возложить на
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обязанность обеспечить Максимову Н*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма
специализированного жилого
помещения по месту
ее окончания обучения
в р.п. Старая Майна,
Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Колгановой
Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах Максимовой
Н.В. обратился в суд с иском к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Управлению образования МО
«Старомайнский район» о возложении обязанности предоставить жилое
помещение специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что Максимова Н.В. является лицом из числа детей, оставшихся без
попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет. Постановлением главы
МО «Старомайнский район» от ***2011
№ *** за Максимовой Н.В. признано
право на обеспечение жилым помещением.
Несовершеннолетняя Максимова Н.В. зарегистрирована в жилом
помещении по адресу: У***, воспитывается в приемной семье И*** Р.В. сведения о
наличии какого-либо закрепленного жилья за Максимовой Н.В. отсутствуют. Она обучается в О***, срок
окончания обучения ***.2016.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской
области Максимова Н.В. ***.2015
Максимова Н.В. включена в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
С учетом уточненных исковых требований просил обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Максимову Н*** В***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилого
фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном
фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что
предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Старомайнского района Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
– без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Из материалов дела следует, что Максимова Н.В. относится к
числу детей, оставшихся без попечения
родителей.
Истица закрепленного жилья не имеет,
включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области.
До настоящего времени жилым помещением истица не обеспечена, что нарушает ее
жилищные права, в связи с чем
прокурор обратился в суд в защиту ее интересов с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Максимовой Н.В., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный
закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным,
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории
которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона
о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или
отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
18 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: