УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьев Н.Н. дело № 33-1827/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
19 апреля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 января 2016
года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской
области удовлетворить.
Возложить на
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обязанность обеспечить Степанову Н*** А***
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма
специализированного жилого
помещения по месту
пребывания в образовательном учреждении
г.Ульяновска Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Степановой
Н.А., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Старомайнского района Ульяновской
области, действуя в интересах
Степановой Н.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
Управлению образования МО
«Старомайнский район» о предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что
Степанова Н.А., *** года рождения, относится к числу детей, оставшихся без
попечения родителей: ее родители - отец С*** А.Н. лишен родительских прав решением Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 21.07.2009, мать- С*** Ю.И. умерла ***. Постановлением главы
администрации МО «Старомайнский район»
от ***2000 над несовершеннолетней
Степановой Н.А. учреждена опека, назначен опекун, она поставлена на
регистрационный учет на обеспечение жилым помещением. В настоящее время Степанова Н.А. проживает в
г.Ульяновске на съемной квартире и обучается в ***, собственного жилья не
имеет, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения не является. Решением
координационного совета она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, но до настоящего
времени жилым помещением не обеспечена. Просил возложить на Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность обеспечить Степанову Н.А. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма
специализированного жилого
помещения по месту обучения – в
г.Ульяновске.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Степанова Н.А. включена в
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако не
обеспечена жилым помещением из-за отсутствия квартир в специализированном
государственном жилищном фонде Ульяновской области. Кроме того, считает, что
предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 №466-П Степанова Н.А. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.
В возражениях на жалобу прокурор Старомайнского района
Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие Степановой Н.А., Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Степанова Н.А., *** года
рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей: ее
родители - отец С*** А.Н. лишен родительских прав решением Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 21.07.2009, мать- С*** Ю.И. умерла ***.
Постановлением
главы администрации МО
«Старомайнский район» от ***.2000
над несовершеннолетней Степановой Н.А. учреждена опека, назначен опекун, она
поставлена на регистрационный учет на обеспечение жилым помещением.
В настоящее время Степанова Н.А. проживает в
г.Ульяновске на съемной квартире и обучается в ***, собственного жилья не
имеет, нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Решением координационного совета она включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилье Степановой Н.А. до настоящего времени не
предоставлено, прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным
иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах
Степановой Н.А., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1
п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по
договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста
18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока
пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные
статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в
качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма
специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об
обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО
дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную
или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания
пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в
учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по
окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального
обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по
призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории
Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты
находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной
семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае
признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом
помещении.
Поскольку Степанова Н.А., относящаяся к кругу лиц,
подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, жилья на
праве собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к
правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору
найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Министерством строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в
апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального
образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства
формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в
соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций),
выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности
среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Ссылки в жалобе возможность получения истцом ежемесячной
денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием к отмене
решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не освобождает
ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Степановой Н.А.
специализированным жильем.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
25 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: