Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 19.04.2016, опубликован на сайте 29.04.2016 под номером 58551, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                               дело № 33-1828/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   19 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Старомайнского района  Ульяновской  области   удовлетворить.

Возложить на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность обеспечить Лукашевич Р*** А*** специализированным   благоустроенным   жилым помещением   специализированного  жилищного фонда  по  договору  найма специализированного  жилого помещения  по  месту  ее   окончания   обучения  в  р.п. Старая Майна, Ульяновской  области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор  Старомайнского района Ульяновской  области, действуя в интересах Лукашевич Р.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управлению  образования  МО  «Старомайнский  район»  о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Лукашевич Р.А., *** года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения. Мать Лукашевич Р.А. решением М*** районного суда Ульяновской области  от ***.2008 лишена родительских прав в отношении дочери, отец – Л*** А.Г. умер ***. Лукашевич Р.А. поставлена на первичный учет в Управлении образования р.п. Старая Майна.

Постановлением главы администрации Ленинского района  г. Ульяновска № *** от ***.1996 Лукашевич Р.А. помещена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отказом родителей от ребенка в родильном доме.

Постановлением  главы  администрации  МО  «Майнский  район» № ***   от  ***.2007 принята на учет как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением. С ***.2013 по настоящее время Лукашевич Р.А. обучается в *** в р.п. Старая Майна. Жилых помещений в собственности не имеет.  При этом,  истица ***2014 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Просил суд возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность по обеспечению Лукашевич Р.А.  специализированным   благоустроенным   жилым помещением   специализированного  жилищного фонда  по  договору  найма специализированного  жилого помещения  по месту пребывания в образовательном учреждении   р.п. Старая Майна Ульяновской  области

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Лукашевич Р.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Однако, Лукашевич Р.А. не была обеспечена жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир.  При этом, в указанном списке значатся более 1000 человек, которые также как и истица имеют право на обеспечение жилым помещением. Лукашевич Р.А. не обладает правом на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Лукашевич Р.А., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации  Ленинского района города Ульяновска № *** от ***.1996 Лукашевич Р.А. помещена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отказом родителей от ребенка в родильном доме.

С 30.07.2005 по август 2013 года Луашевич Р.А, воспитывалась и обучалась  в ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белозерский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда».

Решением    Майнского районного суда Ульяновской области от ***.2008  мать истицы – Л*** Н.З. лишена родительских прав в отношении дочери.

Отец истицы – Л*** А.Г. умер ***.2002.

Постановлением Главы администрации МО «Майнский район» № *** от ***.2007 Лукашевич Р.А. принята на учет как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением.

С 01.09.2013 Лукашевич Р.А, обучалась в *** р.п. Старая Майна Ульяновской области, проживала в общежитии данного учебного заведения.

Жилые помещения за истицей не закреплялись.

Согласно сведениям  УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Лукашевич Р.А. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

***.2014  Лукашевич Р.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.  

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Лукашевич Р.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области, действующего в интересах  Лукашевич Р.А. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: