Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О защите прав инвалидов
Документ от 12.04.2016, опубликован на сайте 21.04.2016 под номером 58532, 2-я гражданская, о возложении обязанности оборудовать здание школы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                                    Дело № 33-1730/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           12 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2016 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Областному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», Министерству образования и науки Ульяновской области, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», Министерство образования и науки Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области оборудовать здание школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, д. 69, устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения, а именно поручнями, пандусом; оборудовать входные двери шириной не менее 1,2м, уровень порога наружных дверей снизить до 0,014м, в полотне наружных дверей предусмотреть смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, с учетом того, что нижняя часть должна располагаться в пределах от 0,5м до 1,2м от уровня пола, нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Рафиковой Г.Ш., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», Министерству образования и науки Ульяновской области, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить здание школы устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения при осуществлении ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» в деятельности по предоставлению образовательных услуг. Вопреки ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» руководство ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» не приняло меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, д. 69.

В частности, вход в здание расположен выше поверхности земли и оборудован лестницей, состоящей из восьми ступеней. Лестница не дублируется поручнями, пандусом или подъемным устройством, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Кроме того, входная дверь имеет ширину в свету 0,73м, что не соответствует п.п. 1, 5 п. 5.1.4 СП 59.13330.2012, а также имеет порог с элементами высотой 0,035м и 0,05м, что не соответствует п.п. 3 п. 5.1.4 СП 59.13330.2012. В нарушение п.п. 2  п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 в полотне входной двери не предусмотрена смотровая панель.

Согласно п. 1.4 Устава ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» учредителем учреждения является Министерство образования и науки Ульяновской области.

С учетом уточнения требований просил обязать ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», Министерство образования и науки Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области оборудовать здание школы, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, д. 69, устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения поручнями, пандусом, оборудовать входные двери шириной не менее 1,2м, уровень порога наружных дверей снизить до 0,014м, в полотне наружных дверей предусмотреть смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, с учетом того, что нижняя часть должна располагаться в пределах от 0,5м до 1,2м от уровня пола, нижняя часть стеклянных дверных полотен на высоту не менее 0,3м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц. При этом указывает, что в Департамент госимущества Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по делу. Судом не учтено, что из устава ОГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18 не следует, что финансирование данного учреждения для обеспечения его деятельности, в том числе по обеспечению доступа каких-либо групп населения в здание государственного учреждения образования, осуществляется Департаментом госимущества.

Кроме того, в данном случае Департамент госимущества не выступает по отношению к ОГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18 главным распорядителем бюджетных средств. Следовательно, на внесение изменений в смету расходов-доходов учреждения Департамент госимущества не уполномочен.

Представители ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», Министерство образования и науки Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что вход в здание по адресу: г. Ульяновск, ул. Крымова, 69, в котором находится ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», не оборудован пандусом для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов), а также входная дверь имеет ширину в свету 0,73м, порог с элементами высотой 0,035м и 0,05м, в полотне входной двери отсутствует смотровая панель, что не соответствует требованиям п. 5.1.4 СП 59.13330.2012 .

Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие в здании школы пандуса и несоответствие входной двери требованиям Свода правил СП 59.13330.2012 не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в школу, прокурор Ленинского района гльяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного иска.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, социально значимые здания, административные здания и сооружения.

Согласно положениям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусматривается дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами, предъявлены соответствующие требования к входным дверям зданий.

Таким образом, ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», являющееся объектом социальной инфраструктуры, подлежит оборудованию пандусом для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а также входной дверью, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно уставу ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» школа-интернат является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» является Ульяновская область, функции и полномочия учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство образования и науки Ульяновской области (п. 1.4 Устава), организационно-правовая форма учреждения – казенное учреждение (п. 1.7 Устава).

Функции и полномочия собственника имущества школы-интерната от имени Ульяновской области осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (п. 1.6 Устава), являющийся собственником здания, в котором расположена школа-интернат, и осуществляющий распорядительные и контролирующие функции в отношении государственного имущества, закрепленного за ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18» на праве оперативного управления (п.6.1 Устава).

Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 9 декабря 2008 г. N 500-П, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством.

Собственник осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 обучающимся предоставляется академическое право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

С учетом указанных норм права суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательное учреждение на орган, осуществляющий полномочия собственника имущества - Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, само образовательное учреждение - ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 18», а также на Министерство образования и науки Ульяновской области, как отраслевую структуру Ульяновской области, осуществляющую в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов в области образования.

В силу изложенного довод апелляционной жалобы Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о необоснованности возложения на него, наравне с другими ответчиками, обязанности по оборудованию здания школы-интерната пандусами, приведения в соответствии с установленными требованиями входной двери здания является несостоятельным и не влечет отмену принятого по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению и отсутствии полномочий на внесение изменений в смету расходов-доходов учреждения были проверены судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и признаны несостоятельными, поскольку собственник, от имени которого действует Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: