Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 05.04.2016, опубликован на сайте 20.04.2016 под номером 58270, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                               Дело № 33-1481/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               05 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Егоровой И*** Г*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Егоровой И*** Г*** благоустроенное жилое помещение специализированного  жилищного  фонда  по  договору найма специализированных жилых помещений на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Егоровой И.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд  с иском в интересах Егоровой И.Г. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о  признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения специализированного  жилищного фонда.

Егорова И.Г., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет в собственности жилого помещения.

Одинокая мать Егоровой И.Г. – Е*** Г.П., *** года рождения, была лишена родительских прав в отношении дочери решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от ***.2003.  *** Е*** Г.П. умерла.

Егорова И.Г. имеет диплом от 29.06.2011 о начальном профобразовании в ***, а также она обучалась в *** и в настоящее время  работает *** на ***.

На основании постановления Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от ***.2005 опекуном Егоровой И.Г. была назначена С*** Н.А., *** года рождения. Также за Егоровой И.Г. была закреплена жилая площадь по адресу: ***. Между тем комиссией был установлен факт невозможности проживания в указанном жилом помещении.

Егорова И.Г. ***2014 включена в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени она таким жильем не обеспечена.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Егоровой И.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Егорову И.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Егорова И.Г. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако не  обеспечена жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом истица  не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением.

В возражении на апелляционную жалобу Егорова И.Г, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, третьих лиц Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Министерства образования Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Егорова И.Г., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от ***.2003 одинокая мать Егоровой И.Г. – Е*** Г.П., *** года рождения, была лишена родительских прав в отношении дочери.  *** Е*** Г.П. умерла.

На основании постановления Главы администрации Засвияжского района города Ульяновска от ***.2005 опекуном Егоровой И.Г. была назначена С*** Н.А., *** года рождения (сестра истицы). Также за Егоровой И.Г. была закреплена жилая площадь по адресу: ***.

Комиссией был установлен факт невозможности проживания в указанном жилом помещении на том основании, что в данном жилом помещении кроме истицы также зарегистрировано еще 9 человек (сестры, братья истицы и их несовершеннолетние дети), при этом общая площадь квартиры составляет 45,10 кв.м.

Согласно справкам из Управления Росреестра по Ульяновской области и УОГУП БТИ Егорова И.Г. не имеет в собственности жилых помещений.

Егорова И.Г. имеет диплом от 29.06.2011г. о начальном профобразовании в ***, а также она обучалась в *** и в настоящее время она работает ***.

Таким образом, Егорова И.Г. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

***.2014 Егорова И.Г.  включена в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени она таким жильем не обеспечена.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Егорова И.Г. не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Егоровой И.Г. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2015 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: