Дело № 4А - 114/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
30 марта 2016 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу
Егунова А*** В*** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи
судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 23 октября
2015 года, с учетом определения об исправлении описки от 30 октября 2015 года,
и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря 2015
года, вынесенные в отношении директора автономной некоммерческой организации «***»
Егунова А*** В*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
Постановлением
мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска
от 23 октября 2015 года, с учетом определения об исправлении описки от 30
октября 2015 года, директор автономной некоммерческой организации «***» (далее
АНО «***») Егунов А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.20.7
КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с
данным постановлением, Егунов А.В. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря 2015 года постановление
мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу
судебные постановления Егунов А.В. просит их отменить, полагая, что эти
постановления являются незаконными. Производство по делу просит прекратить в
связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что здание, где
расположено АНО «***», не является объектом гражданской обороны. АНО «***» не
имеет мобилизационного задания и не продолжает свою деятельность в военное
время либо в случае чрезвычайных ситуаций, в связи с чем не обязано заниматься
содержанием и обслуживанием сооружений гражданской обороны.
Просит учесть, что АНО «***» является
некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в его
штат входит всего 12 человек и деятельность учреждения не соприкасается с
опасными производственными объектами.
Указывает на отсутствие доказательств того,
что АНО «***» входит в единую государственную систему гражданской обороны, то
есть относится к объекту надзора по гражданской обороне.
Ссылается на письмо Правительства Ульяновской
области от 29 октября 2015 № 421 ДСП, согласно которому АНО «***» в особый
период использоваться не будет и мобилизационного задания не имеет.
Просит учесть, что паспорт убежища № ***
выдан в 1979 году совершенно иной организации, не относящейся к АНО «***».
Считает, что дело рассмотрено судебными
инстанциями с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании
всех обстоятельств дела и с нарушением принципа презумпции невиновности.
Дело об административном правонарушении
истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу
постановлений по делу об административном правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном
правонарушении, проверив доводы жалобы, полагаю, что указанная жалоба по
изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Административная
ответственность по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ наступает за невыполнение
установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических
систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны,
использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты,
другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В соответствии со
ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской
обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны
определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14
Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №
1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в
пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской
обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения
имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования
и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений
гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому
обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства
чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В п. 1.2, 2.1 и 2.2
вышеуказанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ред.
от 09.08.2010) установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны
как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища,
заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и
экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет
защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах
исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на
балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных
сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета
защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором
указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования
систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны
оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам
инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с п.
п. 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской
обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994
года № 359, в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том
числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие
объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и
передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение
и в пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия
заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества
гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно п. п. 1.3,
1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ред. от
09.08.2010) организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской
обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и
ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению,
в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Установлено, что 13
августа 2015 года прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска с привлечением
специалистов ГУ МЧС России по Ульяновской области проведена проверка АНО «***»
на предмет исполнения установленных требований в области гражданской обороны.
В результате
проверки установлено, что общество не обеспечивает надлежащее содержание
защитного сооружения № ***, расположенного по адресу: г. У***, ул. Э***, ***
По результатам
проведенной проверки 18 августа 2015 года заместителем прокурора Ленинского
района г.Ульяновска в отношении директора АНО «***» Егунова А.В. как лица,
ответственного в области гражданской обороны, вынесено постановление о
возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.
20.7 КоАП РФ (л.д. 2-4).
Факт совершения
административного правонарушения и виновность директора АНО «***» Егунова А.В.
в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и
допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: информационным письмом
заместителя главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному
надзору К*** А.М. от 17 августа 2015 года, согласно которому 10 августа 2015
года в соответствии с поручением прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска
сотрудники ОНД совместно с сотрудниками прокуратуры была проведена проверка
защитного сооружения АНО «***», расположенного по адресу: г. У***, ул. Э***, ***
при этом выявлен ряд нарушений требований Правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ № 583 (л.д.
17-19); паспортом убежища № *** от *** 1979 года, расположенного по адресу: г.
У***, ул. Э***, *** (л.д. 13-16); договором купли-продажи и актом
приема-передачи недвижимого имущества от
***004 года, согласно которому АНО «***» (на сегодняшний день
переименованное в АНО «***») приобрело в собственность трехэтажное административно-бытовое
здание по адресу: г. У***, ул. Э***, ***, со всеми коммуникациями по границам
земельного участка, площадью 2,9 га (л.д. 31-33); объяснениями директора АНО «***»
Егунова А.В. от 18 августа 2015 года, в котором он частично согласился с
наличием нарушений и обязался устранить их в кратчайшие сроки (л.д. 7);
постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Ульяновска от 18
августа 2015 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.
2-4).
При рассмотрении
дела мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и
всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все
юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного
правонарушения.
На основании
изложенного, вывод судей обеих инстанций о наличии в деянии совершенном
директором АНО «***» Егуновым А.В. состава административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, следует признать правильным.
Наказание за
совершение правонарушения назначено директору АНО «***» Егунову А.В. в пределах
санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в минимальном размере.
Вопреки доводам,
изложенным в настоящей жалобе, судьи обеих инстанций обоснованно не приняли во
внимание утверждение директора АНО «***» Егунова А.В. об отсутствии в здании,
расположенном по адресу: г.У***, ул. Э***, ***, защитного сооружения
гражданской обороны. Это утверждение опровергнуто совокупностью вышеприведенных
доказательств, в том числе паспортом убежища № 12 от 26 ноября 1979 года, в
котором указаны адрес защитного сооружения, а также технические характеристики.
Утрата статуса
защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в
порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 года №
1-38-4, Госкомимущества Российской Федерации от 05 ноября 1996 года №
АР-13/7746 «О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных
сооружений гражданской обороны».
С учетом
изложенного, ссылка в настоящей жалобе на договор купли- продажи недвижимого
имущества, акт приема-передачи недвижимого имущества и справку БТИ о
регистрации адреса строения, которые, по мнению автора жалобы, подтверждают
отсутствие в принадлежащем обществу здании объектов гражданской обороны, подлежит
отклонению как несостоятельная.
Следует особо
отметить, что согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны обязанность по содержанию защитных сооружений
гражданской обороны в надлежащем состоянии и обеспечению их сохранности
возлагается на эксплуатирующую организацию, которой в данном случае является
АНО «***», директором которого является Егунов А.В..
Таким образом, в
вину директору АНО «***» Егунову А.В. обоснованно вменено невыполнение
обязанностей, исполнение которых обусловлено наличием АНО «***» статуса
организации, эксплуатирующей объект гражданской обороны. При этом отсутствие
договора, определяющего права и обязанности общества по содержанию, обеспечению
готовности и использованию в мирное время объектов гражданской обороны,
расположенных в здании, принадлежащем АНО «***», само по себе не освобождает
организацию и её руководителя от исполнения предусмотренных нормативными
правовыми актами обязанностей, связанных с эксплуатацией соответствующего
объекта.
Безосновательно и
утверждение в жалобе о том, что АНО «***» не является объектом надзора по
гражданской обороне.
Так, в силу п. 4
Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного
надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26
июня 2012 года № 358, предметом государственного надзора является в частности
проверка выполнения организациями, а также должностными лицами требований в
области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами
Российской Федерации, тогда как под требованиями в области гражданской обороны,
наряду с прочими, понимаются специальные условия (правила) эксплуатации
объектов гражданской обороны.
Поскольку АНО «***»
осуществляет эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны (убежища),
которое на основании п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской
обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 1999 года №1309, относится к объекту гражданской обороны, то оно
является субъектом государственного надзора.
Довод автора жалобы
о том, что при рассмотрении дела судебные инстанции не выполнили требования
закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств
дела и нарушили принцип презумпции невиновности, несостоятельны. Изучение
представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела мировой
судья и судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все
доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований не
соглашаться с оценкой доказательств, данной судебными инстанциями, не имеется.
Бремя доказывания судебными инстанциями распределено правильно, с учетом
требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Другие доводы жалобы
не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность
обжалуемых судебных актов.
С учетом
изложенного, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП
РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска
от 23 октября 2015 года, с учетом определения об исправлении описки от 30
октября 2015 года, и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от
22 декабря 2015 года, вынесенные по делу в отношении директора автономной
некоммерческой организации «***» Егунова А*** В*** по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, оставить без изменения,
а жалобу Егунова А*** В*** – без удовлетворения.
Заместитель
председателя
Ульяновского
областного суда Л.В.
Болбина