Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возмещение ущерба, падение дерева
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 07.04.2016 под номером 58157, 2-я гражданская, о возмещении ущерба, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                            Дело № 33-1353/2016 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    29 марта 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Кузине Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Полякова С*** А*** удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» в пользу Полякова С*** А*** в счет возмещения материального ущерба, причиненного автомобилю *** руб., расходы по оценке в сумме *** руб., расходы по оплате госпошлины в сумме *** руб. *** коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме *** руб.

В иске Полякова С*** А*** к администрации города Ульяновска, Финансовому  управлению  администрации города Ульяновска о возмещении ущерба отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» в пользу общества с ограниченной ответственностью Экспертно-юридический центр» расходы за производство судебной экспертизы в сумме *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Полякова С.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Поляков С.А. обратился в суд исковым заявлением к администрации города Ульяновска о возмещении ущерба.

В обоснование требований указал, что является собственником автомобиля  ВАЗ-21101, государственный регистрационный знак ***, 2005 года выпуска. 25.08.2015 он оставил автомобиль на стоянке возле ООО «Ульяновскцентргаз по адресу: г.У***к, ул.А*** и уехал по рабочим вопросам на служебном автомобиле в г.Д***д. Около 15 часов ему сообщили, что на стоянке упало дерево, которое задело несколько автомобилей, в том числе его. В результате падения дерева транспортному средству были причинены механические повреждения. Ссылаясь на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации,  с учетом уточнения требований, просил взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба *** руб., расходы по досудебной оценке ущерба – *** руб.,  судебные расходы.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Ульяновскцентргаз», Финансовое  управление администрации города Ульяновска, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Ульяновскцентргаз» просит решение отменить, принять новое решение о взыскании ущерба с администрации города Ульяновска.

В обоснование жалобы ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Не соглашается с выводами суда о том, что основаниями для возложения на ООО «Ульяновскцентргаз» ответственности является получение разрешения на снос и глубокую обрезку деревьев и факт нахождения упавшего на автомобиль истца дерева в пределах санитарно-защитной зоны предприятия. Ссылаясь на утвержденные постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951 Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», указывает, что ответственность за зеленые насаждения (спил, снос, обрезку), находящиеся на территории муниципального образования, несет администрация города Ульяновска. Получение ООО «Ульяновскцентргаз» разрешения на снос и глубокую обрезку деревьев является проявлением его доброй воли и осмотрительности, которое не влечет за собой возложение ответственности за причинение вреда от падения дерева. Обращение с заявлением о выдаче соответствующего разрешения было обусловлено ненадлежащим выполнением администрацией города своих обязанностей по благоустройству территории. При этом срок действия разрешения был установлен по 30.12.2015. Необходимые работы были выполнены 02.09.2015, то есть в установленный срок. Ответственность за правильность определения конкретных зеленых насаждений, подлежащих сносу и обрезке, а также за определение необходимых сроков производства работ в зависимости от фактического состояния деревьев, должна нести администрация Железнодорожного района города Ульяновска, как лицо, выдавшее разрешение. Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств того, что упавшее дерево входило в число подлежащих сносу либо глубокой обрезке. Полагает, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле лиц, непосредственно проводивших обследование зеленых насаждений до выдачи разрешения.

Относительно выводов суда о нахождении упавшего дерева в границах санитарно-защитной зоны указывает, что требования по созданию санитарно-защитных зон регулируются Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которые не обязывают предприятия проводить озеленение и благоустройство таких зон. Санитарно-защитная зона оформляется путем проведения межевания и постановки на государственный кадастровый учет, как обособленного земельного участка либо как части земельного участка, и считается установленной с момента государственной регистрации соответствующего права на нее в ЕГРП. В рассматриваемом деле государственная регистрация санитарно-защитной зоны в установленном порядке не произведена. Считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Ульяновскцентргаз» как лицо, имеющее интерес в использовании прилегающего к предприятию земельного участка, приступившее к оформлению санитарно-защитной зоны и фактически использующее территорию для парковки автомобилей сотрудников организации, обязано было принять меры к своевременному удалению сухих деревьев. Факт использования земельного участка для парковки автомобилей своих сотрудников материалами дела не подтверждается. Соответствующих распоряжений ООО «Ульяновскцентргаз» издать не могло, поскольку не обладает в отношении этого участка какими-либо правами.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков и третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения истца определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из материалов дела усматривается, что 25.08.2015, около 13 часов 30 минут, на ул. А*** в г. У*** произошло падение части ствола и веток сухого дерева (тополя) на автомобили, расположенные на асфальтобетонной площадке перед центральным входом на территорию газонасосной станции ООО «Ульяновскцентргаз». Упавшее дерево повредило, в том числе, принадлежащий Полякову С.А. автомобиль ВАЗ 21101, государственный регистрационный знак ***, 2005 года выпуска.

Также материалами дела установлено, что 29.06.2015 ООО «Ульяновскцентргаз» обратилось в администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на обрезку 20 аварийных деревьев (тополь) на расстоянии 5-10 метров от дороги по адресу: г. У***, ул. А***.

04.07.2015 ООО «Ульяновскцентргаз»  было выдано соответствующее разрешение № *** на обрезку и спил деревьев, сроком действия с 04.07.2015 по 30.12.2015.

Из акта обследования ствола упавшего дерева, составленного КУГИГ администрации города Ульяновска совместно с МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска» 18.11.2015, следует, что от центрального входа предприятия ООО «Ульяновскцентргаз» на расстоянии 16,7 м обнаружен костыш ствола дерева (тополь) высотой около 5 м, диаметром около 44 см, одинарный, прямой, сухой у основания ствола, имеющий следы сердцевинной гнили. На момент падения дерева расстояние от забора до машины составляло около 4 м, расстояние от дерева до дальней машины, которая получила повреждения, – около 14 м, расстояние от проезжей части (борт камня) до дерева – около 26 м. Ствол тополя на момент осмотра был подвергнут неокончательному сносу, представлял собой костыш высотой 5 м без ветвей. Причиной слома тополя является аварийное состояние, а также то, что тополь относится к мягким породам деревьев, древесина которых при неблагоприятных внешних условиях теряет несущую способность.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применив материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, суд пришел  к правильному выводу о том, что ответственность за повреждение принадлежащего истцу автомобиля следует возложить на ООО «Ульяновскцентргаз».

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Ульяновскцентргаз» о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку прилегающая к предприятию территория за ним не закреплялась, и ответственность за состояние зеленых насаждений на этой территории предприятие не несет, судебная коллегия считает несостоятельными.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В целях реализации предоставленных названным Федеральным законом полномочий постановлением Главы города Ульяновска от 24.04.2008 № 2951 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», которые устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно п. 1.2 Правил благоустройства прилегающей территорией является территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, ограждения строительной площадки, нежилого помещения в жилом доме, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, аренде, пользовании, владении либо ином вещном праве.

Отведенная территория – это часть территории города, предоставленная в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования.

Под содержанием территории понимается комплекс мероприятий, проводимых на отведенной и прилегающей территориях, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений, содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 2.3 Правил благоустройства на физических и юридических лица всех организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность обеспечить содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями.

Работы по содержанию объектов благоустройства включают, в числе прочего, ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов (пункт 4.1 Правил).

В силу пункта 14.1.9 Правил, ответственность за сохранность насаждений и содержание озелененных территорий распределяется в порядке, аналогичном закреплению придомовых и иных территорий для санитарной очистки и общего содержания. Собственники и иные владельцы озелененных территорий (в т.ч. в пределах охранных зон промышленных и иных объектов, включая коридоры и охранные зоны любых инженерных коммуникаций, санитарно-защитных зон, водоохранных зон, охранных зон особо охраняемых природных территорий) обеспечивают сохранность насаждений на своих территориях.

Согласно пункту 3.1 Правил благоустройства для закрепления территории города Ульяновска в целях благоустройства с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями администрации районов города заключают соглашение (договор) о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории в соответствии с параметрами, указанными в пункте 3.3.

По смыслу приведенных норм в их взаимной связи, действия ООО «Ульяновскцентргаз» по получению разрешения на обрезку аварийных деревьев и выполнение работ в рамках выданного разрешения, то есть исполнение установленной Правилами благоустройства обязанности по содержанию объектов благоустройства, свидетельствуют о фактическом принятии ответчиком прилегающей территории для организации ее содержания и благоустройства.

Отсутствие письменного соглашения (договора) с администрацией района о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории, заключение которого для владельца отведенной территории является обязательным, не исключает его обязанности по содержанию такой прилегающей территории.

Данные выводы согласуются как с особенностями использования отведенной территории, требующими установления санитарно-защитной зоны, так и с наличием у ответчика интереса в использовании прилегающей территории (для парковки автомобилей сотрудников).

Доводы жалобы об отсутствии государственной регистрации санитарно-защитной зоны не могут быть приняты во внимание, поскольку обязательность такой зоны установлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

При этом, предварительная расчётная ширина санитарно-защитной зоны определена в положительном заключении ФБУЗ «Ц***», выданном по обращению ООО «Ульяновскцентргаз».

Факт использования ответчиком прилегающего земельного участка для парковки автомобилей своих сотрудников является очевидным ввиду отсутствия вблизи иных предприятий и организаций, поэтому доводы апелляционной жалобы, свидетельствующие об обратном, судебной коллегией не принимаются.

В силу установленных обстоятельств доводы жалобы об ответственности администрации района за неправильное определение сроков для обрезки деревьев являются несостоятельными.

ООО «Ульяновскцентргаз», как лицо, имеющее интерес в использовании прилегающего земельного участка и фактически исполняющее в отношении него установленные Правилами благоустройства обязанности по содержанию и благоустройству, а так же приступившее к оформлению санитарно-защитной зоны, обязано было принять меры к своевременному удалению сухих деревьев, а до окончания выполнения указанных работ – к информированию граждан о наличии опасности обрушения таких деревьев.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что упавшее дерево входило в число насаждений, которые подлежали сносу либо глубокой обрезке, опровергаются материалами дела, в частности, актом обследования, составленным КУГИГ администрации города Ульяновска совместно с МУП «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска» 18.11.2015.

Принятое по делу решение основано на полной и объективной оценке установленных по делу обстоятельств, верном применении норм материального и процессуального права.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи