Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья детям-сиротам
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 04.04.2016 под номером 58119, 2-я гражданская, о возложении обязанности о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савкина И.В                                                                  Дело № 33-1446/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  29 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Дрыгина Д*** В***  специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить  Дрыгина Д*** В***  специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.Тереньга Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Дрыгина Д.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд  с иском в интересах Дрыгина Д.В. к Министерству строительства, жилищно–коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области   и отделу образования МО «Тереньгульский район» о предоставлении жилого помещения по договору найма  специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Дрыгин Д.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Мать Дрыгина Д.В., С*** Л.Н. умерла ***, отец – Д*** В.Н. по приговору Тереньгульского районного суда Ульяновской области от ***2008 отбывает наказание в исправительном учреждении.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от ***.2015 (протокол № 15)  Дрыгин Д.В., *** года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако жилое помещение ему не предоставлено до настоящего времени.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению  Дрыгина Д.В., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство обеспечить Дрыгина Д.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Т*** У*** области.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Дрыгин Д.В.,. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, Дрыгин Д.В. не был обеспечен жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом истец не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. Также Дрыгин Д.В. имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения.

В возражении на апелляционную жалобу МУ отдел образования муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отдела образования муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Дрыгин Д.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Мать Дрыгина Д.В., С*** Л*** Н*** умерла ***, отец – Д*** В*** Н*** по приговору Тереньгульского районного суда Ульяновской области от ***.2008 отбывает наказание в исправительном учреждении.

В настоящее время Дрыгин Д.В. проживает по адресу: ул. К***, д. ***, р.п. Т*** У*** области, в жилом помещении, не принадлежащем ему на праве собственности.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», истец собственником объектов недвижимости не является.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от ***.2015 (протокол № 15)  Дрыгин Д.В., *** г.р., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

До настоящего времени жилое помещение истцу  не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Дрыгин Д.В. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Тереньгульского  района Ульяновской области, действующего в интересах Дрыгина Д.В., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В  соответствии  со статьей  8  Федерального  закона  от  21  декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить основанием  к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает истца права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: